К 125-летию со дня рождения известной красноярской художницы Ксении Иннокентьевны Матвеевой

КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.1.Ксения Иннокентьевна Матвеева родилась 30 января 1894 года в Красноярске в семье известного золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова. Детство Ксении Матвеевой проходило в окружении культурных ценностей. Её родители Юлия Петровна и Иннокентий Алексеевич Матвеевы основали городской музей. Они были в дружеских отношениях с Василием Ивановичем Суриковым, которого, как известно, отправил учиться в Академию художеств П.И. Кузнецов и помогал ему на протяжении учебы с 1869 по 1875 год. В доме родителей Ксении было много картин известных русских художников. Были здесь и картины В.И. Сурикова, которые оказали огромное влияние на ее художественное видение.

После окончания гимназии в 1912 году по совету Сурикова родители отправили свою младшую дочь Ксению учиться в Москву. В 1914 году Ксения Матвеева поступила в училище живописи, ваяния и зодчества. Там она занималась в мастерской художника Н.Л. Касаткина, слушала лекции по истории искусств в университете им. Шанявского, соприкоснулась с творчеством К. Юона и его отношением ко всему русскому, который часто вспоминал слова своего учителя В. А. Серова: "В России жить, так уж русским и быть". Однако ни Юон, ни  Касаткин не были продолжателями суриковских традиций в искусстве, и Ксения Иннокентьевна принадлежала уже к другому поколению художников, к тому же в жизни вокруг неё происходили такие перемены, которые уводили её от декоративности образного строя исторической картины в несколько противоположную сторону.

Революция 1917 года привнесла в жизнь К.И. Матвеевой кардинальные перемены. Она была переполнена событиями и потрясениями. Ксения Матвеева потеряла многое, ей пришлось прервать обучение в столице и вернутся в Красноярск. Приходилось думать о заработке, но она не утратила главное – любовь к искусству. Ксении Иннокентьевне приходилось скрывать прошлое своей семьи.  И лишь в своих картинах она могла быть собой, могла передать то, что она чувствовала. С 1917 года К.И. Матвеева стала участвовать в художественных выставках, проходивших в Красноярске. Уже в 1921 году Красноярский музей приобрел картину Матвеевой "Приезд воеводы в Красноярск". В 1922 году она участвовала в групповой выставке красноярских художников. Обращение к истории Красноярска было для нее вполне закономерно. Интерес к прошлому был у неё, как говорится, «в крови». Ксения Иннокентьевна создавала жанровые произведения, писала пейзажи, любила писать натюрморты, обращалась к портрету.

КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.34. КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36.Л.35. КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.39. КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.37.

Ей хотелось передать не только внешность, но и особенности внутреннего мира своих моделей, среди которых были женщины и мужчины, старики и дети, девочки и мальчики. На первой Восточносибирской художественной выставке, проходившей в Иркутске в 1933 году, среди трех ее произведений экспонировался и один портрет. Как и все художники, К. И. Матвеева писала портреты известных деятелей революции. Наиболее удачными были образы близких ей людей. Но чаще всего ей приходилось делать то, за что платили хотя бы небольшую сумму. Средств на существование почти всегда не хватало. Ксения Матвеева в 1935-1936 гг. возглавляла организацию Союза художников, в 1937 году была назначена директором школы живописи и рисования, где проработала пять лет. Художники младшего поколения любили вспоминать о ней, говоря, что она была им как родная мать. В 1937 году арестовали ее мужа Л. М. Ольшанского. В 1943 году она проводила на фронт старшую дочь Ирину. И все заботы о домашнем хозяйстве легли на ее хрупкие плечи. Постоянная нужда, бесчисленные бытовые хлопоты не лишили ее бодрости духа, щедрости души и богатства ума. Она обладала своим мировосприятием, особым поэтическим складом, тонким юмором и благородством.

КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.1. Д.170. Л.7.В 1948 году на краевой выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Сурикова, Ксения Матвеева показала большое полотно «Красноярск времен детства В. И. Сурикова» — одно из лучших своих произведений. К наиболее удачным картинам художницы можно отнести: «Обыск в квартире В. И. Ленина в Шушенском», «Старый Сибирский тракт», «Свердлов в Красноярске», «Отдых красноармейцев». Во всех своих картинах, оставаясь в пределах жизненных наблюдений, К. И. Матвеева запечатлела свои отношения к людям, свои чувства и размышления. Именно поэтому, свободные от подражательности, ее произведения привлекают искренностью и правдивостью.

КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.46.КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.41.Последние десятилетия своей жизни Ксения Иннокентьевна жила в деревянном доме, на улице 9 Января. После сноса дома она  переехала в обычную квартиру на проспекте имени газеты "Красноярский рабочий". Здесь Ксения Матвеева жила воспоминаниями о том уютном мире детства, художественных ценностей, высокого нравственного смысла, которые составляли сущностный смысл того поколения интеллигенции конца XIX - начала XX века, к которому принадлежали её родители.

Ксения Иннокентьевна Матвеева ушла из жизни  7 июля 1967 года.  До последних дней жизни она сохраняла молодость души и восторженное восприятие красоты мира, несмотря на все трудности, которые ей пришлось преодолеть.

КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.32. КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.33. КГКУ «ГАКК». Ф.П-1398. Оп.2. Д.36. Л.40.

Список использованных источников:

КГКУ «ГАКК». Ф. П-1398.Оп.1.Д.170.
КГКУ «ГАКК». Ф. П-1398.Оп.2.Д.36.
КГКУ «ГАКК». Ф. Ф. Р-2453.Оп.2.Д.17. Л.8об.

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
Шестакова К.И.

список статей