Графические фантазии Бориса Молчанова. К 80-летию со дня рождения долганского художника.

Снова ищу. Себя, характер. Во всем.
В дыхании ручья, в снежинке каждой…

Борис Николаевич  родился 1 января 1938 года в фактории Камень Хатангского района Красноярского края в семье небогатых долганских оленеводов Николая Андреевича и Марфы Ильиничны Молчановых. В 1958 году после окончания средней школы будущий художник поступил в Красноярское училище им. В.И. Сурикова, в котором проучился до 1962 года, но диплом так и не защитил «по семейным обстоятельствам и болезни». В 1962-1963 годах работал учителем рисования в Волочанской школе, в 1963-1964 годах художником на заводе «Сибтяжмаш», с 1 сентября 1965 года заведовал красным чумом в родном поселке Камень, пропагандируя изобразительное искусство среди охотников и оленеводов.

Первое признание Б. Н. Молчанов получил еще в 1951 году, получив  диплом третьей степени на Х  Всероссийской  детской выставке.  С 1962 года совместно с основной работой Борис Николаевич начал пробовать себя в серьезном художественном творчестве, будучи самодеятельным художником, представлял свои первые графические и живописные произведения на передвижных и стационарных выставках в своем районе и округе. Подающего большие надежды молодого пропагандиста красного чума отправили на двухмесячный семинар самодеятельных художников в Москву, где Б. Н. Молчанов проявил себя в первую очередь как талантливый начинающий график. В Красноярске он посещал мастерскую «певца Севера» В. Мешкова и под началом мастера быстро освоил технику гравирования на линолеуме. Однако полноценно заниматься творчеством Борис Николаевич возможности не имел, так как в далеком северном поселке недоставало необходимых для этого материалов. В декабре 1966 года на выставке изобразительного искусства самодеятельных художников Таймырского округа в Дудинке Б. Н. Молчанов представил уже 12 работ, среди которых «Гонки на ветках», «Навстречу солнцу», «Аян», «Материнство», «Полдень», «Волки», «Рыбачий берег», «Будни Волочанки», «Северянин». В 1967 году с линогравюрами «Ликбез», «Гонки», «Будни пастухов» участвовал в выставке молодых художников РСФСР, с линогравюрами «Будни Волочанки», «Аян» и «Гонки на ветках»  и другими – во II зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Омске.

20 февраля 1967 года Борис Николаевич Молчанов написал заявление с просьбой принять его кандидатом в Союз художников СССР. Известный красноярский график Н. С. Сальников в своей рекомендации охарактеризовал Молчанова «как талантливого, растущего и ищущего художника». Член Союза художников М. Ф. Гладунов писал: «…Молодой художник, житель Севера Красноярского края, хорошо знает не только жизнь и быт своего народа – долган, но и многих жителей-северян не по командировкам, а по тому, что он кровно связан с нею, с [их] жизнью и бытом, живет там постоянно. Потому так правдивы и жизненны его линогравюры...».

Основные работы Бориса Николаевича Молчанова – это графика, отражающая жизнь народностей Таймыра, среди героев его произведений – оленеводы, охотники, рыбаки, находящиеся в постоянной борьбе с суровой северной природой, но при этом неразрывно связанные с родными землями многовековыми узами.  Сам Борис Николаевич говорил о себе и своих героях так: «Не лукавя и не рисуясь, скажу так: рыбалка, охота – это естество моё. Не хобби, не род занятий. Ведь если северное наше выражение употребить, я – добытчик. Охочусь, рыбачу – семью кормлю. Да и глупо было бы на Севере у нас день и ночь к мольберту прирастать. А потом, что бы я ни делал: дрова колю, одежду шью на зиму, оленью шкуру выделываю – во всем этом не прекращается процесс творения. Смотрю на друзей своих, на сородичей: вот мой брат Михаил Молчанов – известный в округе рыбак; первый председатель нашего колхоза – дядя Паша Дибиков, восьмидесятилетний старец; Вера Аксенова – зверовод. Все они около меня живут, ходят, разговаривают, смеются, плачут, песни поют, а потом становятся героями моих рисунков, акварелей, графических композиций…».

«…Мы северяне – своеобычный народ. Мы не плачем, когда хороним близких, мы не ликуем, когда встречаем друга. Но это только внешние проявления. А внутри-то у нас бьется такое же, как у всех людей, легкоранимое, горячее и такое недолговечное сердце…». Б.  Молчанов со всей душой и искренностью передавал свои наблюдения и знания, свою любовь к землякам  через порой незатейливые, но всегда наполненные  глубокой правдой графические листы.

Впоследствии Б. Н. Молчанов не оставлял ради творчества и основную работу –  сохранившаяся копия трудовой книжки художника «пестрит» наименованиями должностей, большая часть которых – простые, рабочие: методист Дома народного творчества в Дудинке,  рыбак-моторист в совхозе «Хантайский», инструктор красного чума поселка Кресты, рыбоприемщик рыботочки «Калан», директор  сельского Дома культуры в пос. Хантайское Озеро, художник-оформитель в мастерской  Дудинского горкультотдела,  бригадир сувенирной мастерской в пос. Хантайское Озеро, художник в совхозе «Енисей» Дудинского района и в Дудинском городском Доме культуры, преподаватель   Дудинской детской школы искусств. Кроме того, художник принимал  активное участие в оформлении  Дудинки, создании экспозиции окружного музея, был членом художественного совета при Таймырском окружном комитете КПСС и Дудинском горсовете.

В 1979 году 41-летний Борис Николаевич завершил обучение в художественном училище им. В. И. Сурикова, получив специальность «преподаватель черчения и рисования».  В характеристике на выпускника Б. Н. Молчанова сказано: «…В стенах училища проявил себя как один из способнейших студентов в композиции и рисунке. Много работал в графике, постоянно участвовал на студенческих выставках и имел определенный успех. Защищался с живописным полотном «Белая ночь пастуха» и серией графических работ, посвященных Северу. Дипломная работа была защищена на «отлично» с похвалой государственной квалификационной комиссии…».

28 апреля 1982 года на заседании правления  Красноярской организации Союза художников РСФСР Б. Н. Молчанов был рекомендован в члены Союза художников СССР за известные графические произведения «Гонки», «Ликбез» (экспонированные на республиканской выставке работ молодых художников, 1967 г.), «Будни оленевода», «Будни Волочанки», «Гонки на ветках» (экспонированные на II зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Омске), «Раздумья», «Ночь на Тунгуске» (экспонированные на V зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Барнауле), а также за графические листы «Молодость Таймыра», «Дом оленевода», «После грозы», «Хантайская рыба» и др. Ходатайствовали за его прием члены Союза народный художник РСФСР В. И. Мешков, живописцы А. А. Довнар и В. А. Сергин.

Восторженные оценки получал Борис Молчанов  не только от коллег по цеху, но и жителей Таймыра, героев своих произведений. Сохранились отзывы посетителей одной из персональных выставок новоиспеченного члена Союза художников, организованной в Дудинке в мае 1983 года: «Золотые руки и доброе сердце у Вас, очень верно Вы чувствуете природу Севера…»; «… с какой любовью и талантливой рукой написаны картины! Через них я ощущаю свое виденье мира, земли; выражается мое отношение к людям. Этого следовало ожидать: ни я, ни он [художник] не в состоянии прожить вдалеке от нашей родины – своего очага домашнего, овеянного воспоминаниями, легендами о наших предках…»; «Видел Ваши картины. Они еще лучше помогают нам познать Крайний Север. Горжусь, что у всех народов и всех времен есть свои художники».

 «…По правде скажу, места эти я для жизни не случайно облюбовал… Найдется ли на Таймыре уголок этого краше, не знаю… Здесь можно найти и тундру, и лесотундру, и тайгу. А горы? Вы посмотрите вокруг! Горы-то, горы-то какие… Нет, правда, тут художнику не жить невозможно. Вот потому и живу в поселке с дивным таким названием Хантайское Озеро», – восхищался Таймырским краем  Молчанов. Заготовив семье запас дров на неделю, захватив карандаши, альбом и ружье, художник уходил подальше от дома в поисках вдохновения для новых работ. Именно там,  в «дыхании» ручьев и холодной тишине родной хантайской тундры, рождались очередные образы, понятные не только северянину, но и каждому чувствующему зрителю.

Много работал Борис Николаевич в технике акварели, живописи маслом, особенных успехов достиг в декоративно-прикладном искусстве – резьбе по дереву, кости и создании уникальных картин из кожи и замши.

Умер Борис Николаевич Молчанов в 1993 году, он до последнего был полон неиссякаемой творческой энергии и самобытного таланта, оставаясь  в то же время скромным по своей натуре человеком. На родине заслуги талантливого земляка не забывают – регулярно проводят мероприятия, приуроченные к юбилеям художника, его именем названа детская школа искусств в Дудинке.

Предлагаем посмотреть небольшой документальный фильм «Художник из Дудинки», рассказывающий о жизни и творчестве Бориса Николаевича Молчанова (автор и режиссер В. Федоров, 1992 г.).

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
С. В. Кухта

список статей