К 75-летию Норильского драматического театра им. В.В. Маяковского

«Город, родившийся на вечной мерзлоте,
мужественно переносил леденящее негостеприимство
северной природы и, закладывая основы фундамента
будущего гиганта горно-металлургической промышленности,
с первых дней своего существования не желал мириться
с оторванностью от жизни «большой земли»,
открывая богатства подземных кладов,
стремился к более высокому богатству – духовному».

Из буклета Норильского заполярного театра драмы
им. В.В. Маяковского «Гастроли, г. Ленинград, июль 1981 г.»

Норильский заполярный драматический театр был создан на базе Игарского заполярного театра. Открытие состоялось 6 ноября 1941 г. миниатюрами на тему «Великая Отечественная война». Первыми спектаклями театра были: «На бойком месте», «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «На дне» и «Васса Железнова» М. Горького. Ведущими артистами в то время являлись Е.М. Юровская, М.К. Шелагин, Н.Н. Карпова, Л.П. Неволина, Валентинов и другие.

Приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР от 2 октября 1945 г. были утверждены штаты Норильского театра. В то же время исполком Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся ходатайствует об организации в Норильске отдельного театра музыкальной комедии, но т.к. зрителей в Норильске для двух театров было недостаточно, театр был реорганизован в смешанный – драмы и музкомедии. В штаты Норильского театра была включена труппа театра музкомедии – дирижеры, режиссеры, балетмейстер, хормейстер, солисты, оркестр, хор и балет, всего – 62 человека. Но из-за недостаточного финансирования дирекция театра была вынуждена пойти на меры сокращения штатов, а именно – труппы музкомедии, что повлекло за собой выплату им выходного пособия, обратного проезда и т.п., средств на которые театр не имел. Депутат Верховного Совета А.А. Панюков и Красноярский краевой комитет по делам искусств ходатайствовали перед Комитетом по делам искусств при Совете Министров о сохранении труппы театра музкомедии, но вопрос долгое время оставался не решенным.

Театр находился в крайне тяжелом финансовом положении: систематически задерживалась заработная плата, оплата налогов, обязательных отчислений, услуг и материалов, не было возможности оплачивать необходимые для новых постановок материалы. Театр являлся музыкально-драматическим – ставились и оперетты, и драматические спектакли. В отчете за 1946 год главный бухгалтер Норильского театра отмечает, что основное недовыполнение плана доходов шло за счет труппы музкомедии, как по количеству спектаклей, так и по сумме сборов. В 1946 году был поставлен 51 спектакль вместо запланированных 125-ти. В 1947 году театр снова был преобразован, и осталась только драматическая труппа.

В 1948 году, когда театры были переведены на самоокупаемость, Норильскому театру все же была оставлена дотация – 650 тыс. руб. Руководство театра в лице директора А.И. Дучмана в письме первому секретарю Красноярского крайкома ВКП (б) А.Б. Аристову настаивало на сохранении дотации театру и в дальнейшем из-за повышенной зарплаты, необходимости оплаты дороги и двухмесячных «подъемных» при приглашении творческих работников, двухмесячного отпуска и другими дополнительными расходами, связанными с работой на Крайнем Севере. Кроме того, Дучман указывал на то, что театр не имеет возможности повысить доходы за счет обслуживания соседних населенных пунктов, т.к. часто приходится отменять намеченные спектакли по климатическим условиям. За 1948 год театром было поставлено 20 пьес, из которых: 10 – пьесы советских авторов, 4 – пьесы русской классики, 3 – пьесы западной классики, 2 музыкальных комедии, 1 детский спектакль. За год было дано 227 спектаклей, обслужено 39 881 зритель, недобор по доходам против сметы составил 299 тыс. руб.

Еще на этапе своего становления Норильский театр был тесно связан с ленинградской театральной школой. Причинами этого было и то, что в Норильске по разным причинам, преимущественно не по своей воле, оказались талантливые актеры, для которых работа в Норильском театре была своеобразной отдушиной. Приезжали в Норильск и опытные работники театра, а также совсем недавно окончившие театральные вузы актеры. В списке сотрудников театра от 1 ноября 1950 г. директором театра значится выпускница Ленинградской драмшколы 1926 года Н.Н. Карпова. Среди артистов выделяются Бабина А.Г., Воронцов Л.В., Либерман А.Г., приехавшие также из Ленинграда; Либерман А.Г., окончивший Ленинградскую театральную студию, Тихонравова Н.П. – ЛГТИ. Судьбы многих коренных ленинградцев и выпускников ленинградских вузов связаны с Норильским театром, в том числе и работавших в 1980-е годы, – заслуженных артистов РСФСР Б. Гольмана и Н. Королева, артистов Г. Александрова, В. Романова, Н. Свешниковой, А. Шмаковой, Ю. Булгакова, А. Петрова, главного художника Л.А. Рахмановой, режиссера-постановщика С.Я. Гальперина.

На сцене Норильского драмтеатра в свое время работали такие мастера советской сцены, как народный артист СССР И. Смоктуновский, народные артисты РСФСР Г. Жженов и В. Лукьянов, заслуженные артисты РСФСР Е. Юровская, М. Шелагин, Е. Евстратова, Е. Урусова, А. Юдаев и другие, что не могло не отразиться соответственно на уровне поставленных спектаклей.

В 1952 году актерский коллектив театра составляли 28 человек, это были актеры разного возраста и сценического стажа работы в театре – от 1,5 до 30 и более лет, яркие по своей индивидуальности, способные решать сложные творческие задачи.

В 1954 году главным режиссером театра назначен Ефим Львович Гельфанд, который в 1932 году окончил студию народного артиста СССР Михоэлса, а в 1945 году был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В творческой характеристике на Гельфанда говорится: «Будучи главным режиссером театра, Гельфанд Е.Л. обеспечивает правильную в идейном и художественном отношении репертуарную линию театра, умело работая с другими очередными режиссерами, способствуя их росту и овладению режиссерским мастерством. Гельфанд Е.Л., как режиссер, выявил в Норильском театре многогранный характер своего дарования. Он в равной мере владеет мастерством в самых разнообразных жанрах – от камерных психологических пьес до героико-романтических. Постановка революционно-романтических спектаклей наиболее характерны для режиссерского почерка Гельфанда».

К числу наиболее значительных и характеризующих творческий почерк Гельфанда относятся такие спектакли, как «Иван Рыбаков», «Огненный мост», «Персональное дело», «Укрощение строптивой», «Олеко Дундич», спектакли о В.И. Ленине («Кремлевские куранты», «Грозовой год», «Третья патетическая»), «Егор Булычев и другие», «Братья Ершовы», «Факел».

Театр начинает ездить на «гастроли» – в рабочие поселки Кайеркан, Медвежий ручей, Талнах, Угольный ручей, в Дудинку, Туруханск, на Диксон, заезжая по пути в рыболовецкие колхозы.

Сезон 1956 года стал знаменательным в жизни театра. Коллектив за все время своего существования впервые выехал в гастрольную поездку в г. Красноярск.

Между тем, в работе театра имелись недостатки. В заметке «Заполярный театр», опубликованной в газете «Красноярский рабочий» от 23 декабря 1956 г., отмечалось, что местная типография не может сделать хорошую афишу для театра, негде было сделать и фотовитрину. Хоть здание театра и стояло на ремонте, и из-за этого даже значительно задержалось открытие сезона, главная беда в благоустройстве здания так и не была устранена – в нем по-прежнему было холодно. Наряду с недостатками в заметке обозначаются и положительные моменты: «Норильский театр долгое время переживал неудачи. Но сегодня мы свидетели другого явления. Театр на пути становления. В нем продуман репертуар, есть серьезная режиссура, работоспособный коллектив актеров. Театр наш заметно вырос, возмужал, отчетливо понимает свое высокое назначение. Вполне закономерно, что зритель предъявляет к нему повышенные требования, ждет от него еще более совершенных и разнообразных спектаклей. И если театр будет окружен вниманием широкой общественности и руководителей, коим надлежит проявлять заботу о нем, он станет подлинным центром культурной жизни заполярного города».

1 апреля 1960 г. бюро Красноярского горкома КПСС и исполкома Красноярского городского Совета депутатов трудящихся постановили войти с ходатайством в крайком КПСС и крайисполком о присвоении Е.Л. Гельфанду звания заслуженного деятеля искусств РСФСР «за высокое режиссерское мастерство и культуру, способствовавшую развитию Норильского театра, а также за создание высокохудожественных спектаклей “Кремлевские куранты”, “Грозовой год”, “Третья патетическая”, “Братья Ершовы”, “Егор Булычев и другие”».

В театральном сезоне 1962-1963 г. Норильский драматический театр первым в стране осуществил постановку пьесы Игоря Соболева «Смертный приговор», работая в творческом содружестве с драматургом.

В июле 1963 года состоялись первые гастроли Норильского театра за пределами Красноярского края – в Перми.

В 1975 году главным режиссером театра был назначен Леонид Савельевич Белявский, окончивший режиссерский факультет Ленинградского государственного театрального института им. Островского. До Норильского театра он работал в театрах Смоленска, Горького, Рижском русском театре драмы, а также осуществлял отдельные постановки спектаклей в Ленинградском театры драмы и комедии, Вильнюсском русском театре драмы. В Норильском театре всего за год он поставил 35 спектаклей, таких, как «Два веронца» В. Шекспира, «Вестсайдская история» Лорентса, «Океан» Штейна, «Мольер» Булгакова, «Энергичные люди» Шукшина и другие. Большое признание у зрителей получила постановка дилогии «Темп-1929» и «Протокол одного заседания». В работе над этими спектаклями Л.С. Белявский «проявил себя одаренным и вдумчивым режиссером, умеющим глубоко и правильно раскрыть идейный замысел пьесы и интересно воплотить в образном решении спектакля, насыщая подлинным темпераментом и режиссерской мыслью». Продолжая лучшие традиции, развивая героико-романтическое направление, Норильский театр начинает приобретать черты, не присущие ему раньше. Театр стремится к разнообразию жанров, к воплощению на сцене спектаклей с острым современным рисунком.

В репертуаре театра появляются такие пьесы, как «Мистерия-буфф и другие» В. Маяковского, «Остановите Малахова!» В. Аграновского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Проводы» И. Дворецкого, «Три сестры» А. Чехова. В сезоне 1978-1979 г. театр поставил пьесу «Синие кони на красной траве» М. Шатрова, где в роли Ленина выступил заслуженный артист РСФСР Ю. Гребень. В этом же сезоне была осуществлена постановка молодого красноярского поэта Романа Солнцева «Золотая труба на двоих».

В 1979 году театр во второй раз выступил с творческим отчетом в Москве. Многие его работы были замечены и высоко оценены театральной критикой.

Между тем, в справке, составленной директором театра В.В. Бегтиным, об итогах театрального сезона 1980-1981 г. и гастролях в г. Ленинграде и г. Вильнюсе говорится о том, что театр работает убыточно, систематически не выполняя план по основным показателям. В 1980 году сверхплановый убыток за год составил 70 тыс. руб. Причиной неудовлетворительной работы по выполнению производственно-финансового плана являлась, прежде всего, слабая работа со зрителем – отсутствие рекламы, не активная работа по привлечению зрителей газет «Заполярная правда», «Горняк» и передач по радио и телевидению. Зрительный зал театра пустовал. Дело доходило даже до того, что на некоторые вечерние спектакли продавалось всего по 30-50 билетов. Далее директор пишет: «Огромное значение в плане ослабления внимания зрителя имеет и тот факт, что театр находится в аварийном состоянии. Некоторые зрители откровенно заявляют, что боятся ходить в театр, который может рухнуть… В условиях, когда негде расположить декорации театра, приходится их размещать в фойе, что влияет и не может не влиять на настроение зрителей… В настоящее время потолок в фойе протекает в нескольких местах, что также производит отталкивающее впечатление».

Крайне тяжелое положение со зданием театра продолжалось до тех пор, пока в 1986 году не было сдано в эксплуатацию новое здание театра на 610 мест. Здание изначально находилось на балансе предприятия – Норильского комбината, поэтому увеличивались амортизационные отчисления. До этого времени Норильский драмтеатр находился в старом здании, приспособленном под театр, где все работы по монтировке спектаклей проводились вручную. Новое же здание было построено «по последнему слову техники».

Сейчас Норильский драматический театр им. В.В. Маяковского – один из лучших творческих коллективов в Красноярском крае, у которого сложная, неповторимая история становления и развития, обусловленная, прежде всего, тем, что его родина – город Норильск, самый северный в мире город, что обязывает и театр быть в каком-то смысле «самым».

 

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
К.Ю. Липатова

список статей



Анонс