К 95-летию М.С. Годенко

   С полной уверенностью можно сказать, что имя Михаила Семёновича Годенко известно каждому жителю Красноярского края. Его имя с гордостью носит творческий коллектив, работа в котором стала делом всей его жизни. Не так давно улице в Октябрьском районе г. Красноярска было присвоено наименование «улица Годенко». Хранят память об этом замечательном, творческом человеке и документы, которые составляют его личный фонд в КГКУ «Государственный архив Красноярского края». В личном фонде М.С. Годенко находятся, в основном, вырезки из газет с отзывами о выступлениях ансамбля танца Сибири, а также со статьями о самом руководителе ансамбля, рекламные буклеты, афиши, почётные грамоты и т.п.

   Михаил Семёнович Годенко родился 1 мая 1919 года в г. Днепропетровске. Уже через год семья Годенко переехала в Москву. В 1939 году Михаил Годенко окончил Московскую хореографическую студию по специальности «артист балета». В 1939-1940 гг. работал солистом балета в театре музкомедии в г. Куйбышеве. В 1940 году был призван в ряды Советской Армии. Во время Великой Отечественной войны воевал на Втором Украинском фронте. В 1943 году был награждён медалью «За боевые заслуги», в 1945 году – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». В 1946 году был демобилизован и вернулся в Москву. Военные годы надолго связали его с армейскими музыкальными и хореографическими коллективами.

   В 1946-1947 гг. Михаил Годенко был солистом балета ансамбля МВД г. Москвы. В 1947 году он уехал в Норильск, где работал солистом балета и балетмейстером музыкально-драматического театра. В 1948 году музыкальная группа театра была расформирована, и Михаил Семёнович переехал в Читу для работы балетмейстером ансамбля песни и пляски Забайкальского военного округа. В 1951 году Годенко перевёлся в ансамбль песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа в г. Иркутск. В 1953 году округ был расформирован, и Михаил Годенко пригласили в г. Баку в ансамбль песни и пляски ПВО балетмейстером. В 1954 году из-за особенностей климата он переехал из Баку в Архангельск. Там он начал работать балетмейстером ансамбля песни и пляски Беломорского военного округа. Ещё через год он перешёл главным балетмейстером в Северный русский народный хор, где проработал до 1963 г. Работа в этом коллективе стала важной вехой в творческой жизни артиста – здесь впервые в полной мере раскрылся его талант постановщика народных танцев. Именно во время работы в Северном русском народном хоре Михаилу Семёновичу в 1960 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

   В 1963 году Годенко предложили возглавить Красноярский государственный ансамбль танца Сибири. Новый художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля взял за основу элементы русских танцев, учитывая современные молодёжные взгляды и ритмы. При ансамбле танца Сибири был создан оркестр. Кстати, в 1975 году старейшее французское музыкальное издательство «Le chant du monde» выпустило музыкальную пластинку, целиком состоящую из записей оркестра Красноярского ансамбля танца Сибири. Это было очень значимое событие в музыкальном мире, подчёркивающим высокий статус не только самого танцевального ансамбля, но, в первую очередь, оркестра. В состав русского народного оркестра были включены медные и деревянные духовые инструменты, которые придавали звучанию новые яркие краски. Если танцоры ансамбля – виртуозы, то об оркестре можно сказать, что с непосредственным участием Михаила Семёновича был создан оркестр солистов.

   В 1965 году Михаилу Годенко было присвоено звание заслуженного артиста Тувинской АССР, в 1970 году – звание народного артиста РСФСР, а в 1977 г. – звание народного артиста СССР.

   В официальной характеристике из личного дела М.С. Годенко о нём пишут как о «талантливом постановщике танцев, балетмейстере с большим художественным вкусом, тонкой музыкальностью и яркой одарённостью. Созданные им танцевальные номера пользуются большой популярностью и уважением не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Годенко М.С. отличает высокий художественный вкус, оригинальность замыслов, разнообразие постановок». Михаил Семёнович «умел соединить в искусстве хореографии традиционно народное начало с яркой сценической зрелищностью, с характером современного человека».

   Самая значительная заслуга балетмейстера-постановщика Михаила Годенко в том, что он сценический народный танец поставил в равенство со всей окружающей жизнью, с историей, художественными образами прошлого и настоящего. Его ансамбль одаривал зрителей на каждом концерте энергией, духом жизнелюбия. Из множества хореографических композиций, игровых сюжетов, народных гуляний и праздников он выстраивал на сцене бесконечно разнообразный, многоцветный образ Сибири, её людей в труде и в быту, в радости и веселье.

   За время работы в ансамбле танца Сибири Михаилом Годенко было поставлено свыше 70 танцев, хореографических картин, одноактных балетов. В программах, поставленных М.С. Годенко, проявляется тонкое хореографическое мастерство, умение соединить старинные хороводы с современным направлением в хореографическом искусстве. Режиссёрская выдумка постановщика помогла сохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру танцев, таких как «Сибирские хороводы», «Красноярские переборы», «Сибирская потеха», «Мужской перепляс», «Мы на ярмарку идём» и т.п. Его отличал высокий художественный вкус, оригинальность замыслов, глубокое знание истоков танцевальной лексики.

   Под руководством М.С. Годенко коллектив достиг огромных творческих успехов. Выросло немало признанных талантливых артистов балета: народные артистки РСФСР Л. Дзьобак, Л. Коркина, заслуженные артисты РСФСР В. Борисов, Н. Горошевский, М. Матюшин, И. Михлина и другие.

   За время руководства коллективом Годенко ансамбль выступил во всех уголках СССР и более чем в 50-ти странах мира, в том числе в Канаде, Франции, Вьетнаме, Швеции, Японии, Бельгии, Греции, Италии, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, Ливане, Сирии, США, странах Африки и т.д. И везде артистов ансамбля встречали очень хорошо, во многих странах билеты на концерты ансамбля распродавались задолго до их начала.

   Интересны интервью, данные журналистам иностранных газет руководителем Красноярского ансамбля танца Сибири. Например, Годенко в 1974 году корреспондентом испанской газеты во время гастролей ансамбля в Валенсии был задан вопрос о том, как отображается в танцах холодный климат Сибири, на что Михаил Семёнович дал такой ответ: «Красноярский край большой, и там разный климат, и вот это и заставляет танцевать в разном темпе».

   Во время таких интервью Годенко часто спрашивали о том, кто работает в ансамбле, сколько по времени занимают репетиции, дорогие ли костюмы у артистов и сколько их, следит ли руководство ансамбля за диетой артистов, почему все девушки в ансамбле блондинки, какая температура воздуха в Красноярске зимой и хорошее ли в квартирах красноярцев отопление. Михаил Семёнович на вопросы отвечал основательно, вдумчиво, рассказывал о том, что в основном все танцоры ансамбля родились в Сибири, но учились в хореографических училищах Москвы и Ленинграда. Для того, чтобы поступить на работу в ансамбль, претендент должен пройти творческий конкурс, на котором комиссия смотрит манеру исполнения танца. Почему все девушки блондинки? Всё очень просто: белый цвет – цвет снега, а без снега нельзя представить Сибирь. Костюмов у артистов ансамбля в общей сложности около 600, на каждый танец – свой костюм. Сделаны они по эскизам художников по народным мотивам, шьются в лучших мастерских СССР под руководством научных работников Большого театра. Также Годенко говорил о том, что влюблён в свой коллектив, молодой и жизнерадостный, что он сам молодеет, работая в ансамбле.

   Во время этих же гастролей в Испании Михаилу Семёновичу были сказаны такие слова: «После вас трудно будет работать другим коллективам. Ваш ансамбль развеял представление испанцев о Сибири как о холодном и бедном крае. Вы сумели передать прекрасное сочетание красок, тепла и художественности».

   В 1980 году Михаил Семёнович Годенко был главным балетмейстером церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1980 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

   Для постановки сюиты «Дружба народов» на церемонии открытия Олимпиады Михаил Семёнович два года собирал материал для создания единого многонационального танца, побывал во всех союзных республиках. В сюите было задействовано 3000 танцоров из всех союзных республик. Из 480 человек российской делегации танцоров 130 были красноярцы. Репетиции проходили на стадионе «Энергия», два раза в день, по четыре часа с перерывом. Их ритм и насыщенность требовали полной отдачи. Даже от профессионалов эти репетиции под палящим солнцем требовали немалых сил, а самодеятельным артистам приходилось и вовсе нелегко. В эти дни очень ярко проявился не только талант Годенко, но и его удивительнейшая способность находить общий язык и взаимопонимание с балетмейстерами ансамблей республик. В итоге ему удалось создать ту творческую атмосферу, в которой каждый участник чувствовал себя равным среди других и демонстрировал своё мастерство.

   Заместитель главного режиссёра Управления открытия и закрытия Олимпийских игр оргкомитета «Олимпиада-80» М.А. Ошировский так отзывался о работе М.С. Годенко: «Думается, оргкомитет не ошибся, решив сделать стержнем хореографического коллектива на церемонии открытия Красноярский ансамбль танца Сибири. В рекомендациях сибиряки не нуждаются. Русская широта и удаль очень верно и точно передаются стилем Красноярского ансамбля. А для столь масштабного представления лучшего руководителя, чем М.С. Годенко, найти было трудно». Интересно также мнение народного артиста СССР Юрия Григоровича: «Сюита «Дружба народов» – многоцветная мозаика, составленная из выступлений артистов лучших самодеятельных танцевальных ансамблей всех союзных республик Советского Союза. В ней мы явили миру всё богатство художественной фантазии народов нашей страны, разнообразие их творческих устремлений, самобытность национальных традиций, пластичность красок, многоликость человеческих характеров. Это выразилось и в танцевальном рисунке, и в многоцветье костюмов, ярких, пёстрых, выдержанных в народном стиле».

   Среди заметок об участии М.С. Годенко и артистов ансамбля танца Сибири в церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 г., которые находятся в личном фонде Годенко, есть листок, на котором рукой самого Михаила Семёновича выписаны слова из статьи Туманова в газете «Комсомольская правда» от 6 августа 1980 г. «О чём не ведал стадион»: «Один зарубежный деятель выразился так: “То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти – никогда”».

   3 декабря 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаил Семёнович был награждён орденом Ленина. В этом же году Годенко присвоено звание Героя Социалистического Труда.

   В 1985 году М.С. Годенко являлся главным балетмейстером открытия и закрытия XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве и ему была присуждена Государственная премия СССР.

   Михаил Семёнович Годенко умер 15 марта 1991 года в Ленинграде. В этом же месяце коллектив ансамбля танца Сибири обратился в управление культуры Красноярского крайисполкома с предложениями по увековечиванию памяти М.С. Годенко: коллективу ансамбля и одному из судов Енисейского речного пароходства было присвоено имя М.С. Годенко; на доме по пр. Мира, в котором жил артист, была установлена мемориальная доска; для учащихся народного отделения хореографического училища г. Красноярска была установлена стипендия имени М.С. Годенко.

   Бесценна память об этом человеке, который сделал по меркам настоящего времени невозможное – вознёс провинциальный творческий коллектив до высот мировой известности, поставил артистов сибирской глубинки в один ряд с самыми именитыми артистами.

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»

К.Ю. Липатова

список статей