Красноярскому государственному университету (ныне СФУ) – 45 лет.

История университетского образования в г. Красноярске и крае отчитывается с 1963 года, когда был открыт филиал Новосибирского университета.

Из протокола заседания бюро секретариата крайкома КПСС от 7 марта 1963 г.:

«… Секретариат крайкома КПСС постановляет:

  1. Принять предложение Новосибирского университета об открытии в г. Красноярске в 1963 году  физико-математического факультета.
  2. Одобрить предложение академика И.Н. Бенуа о создании в 1963 году в институте физики Со АН СССР математического отделения с вычислительным центром.
  3. Вновь открываемый физико-математический факультет Новосибирского университета временно разместить в центральном здании политехнического института…»    

В рамках работы филиала в 1968 году был произведен первый выпуск студентов, подготовлена материальная база, имелось два корпуса (на пр. Мира и на ул. Маерчака), достраивался корпус и общежитие в районе Академгородка.

1 января 1969 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования №268 от 19 июня 1968 года на базе филиалов Новосибирского и Томского государственных университетов был открыт  Красноярский государственный университет.

В момент создания университет имел материальную базу общей полезной площадью 8, 4 тысяч кв. м. и размещался в двух зданиях: физический и биолого-химический факультеты в здании по ул. Маерчака, д.6; математический и юридический факультеты – в здании по ул. Мира, д.49. В 1970 году университет получил в аренду здание школы №33 по ул. Лебедевой, д.16. Кроме этого, в 1970 году на баланс было передано здание биологической станции, расположенной в д. Крутая, а в 1971 году было построено студенческое общежитие на 632 места. Общая площадь собственных и арендуемых зданий после этого составляла 14 тысяч кв. м.

На 1971 год университет вел подготовку по шести специальностям: математике, физике, биологии, химии, биофизике, правоведению. В рамках научно-исследовательской работы университет имел контакты с восьмью предприятиями и организациями, для которых по хоздоговорным темам выполнял исследования и разработки в объеме 115 тысяч рублей в год.

Бурное развитие народного хозяйства Красноярского края потребовало дополнительной подготовки кадров по техническим и экономическим  специальностям. В перспективном плане развития университета на 1971-1980 годы требовалось осуществить подготовку специалистов в области механики, почвоведения и агрохимии, лесоведения, прикладной математики с числом 50 студентов по каждой. Предполагалось открыть экономический факультет. Студенческая численность должна была возрасти с 2376 в 1971 году до 4856 человек в 1980 году.            

Для обеспечения студентов и преподавателей учебными аудиториями, организации новых лабораторий, отвечающих современному уровню развития науки и техники, предполагалось создать комплекс университетских зданий. С этой целью уже в 1969 году перед Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР был поставлен вопрос о проектировании такого комплекса, а Красноярский горисполком отвел участок для строительства.

В конце 1970 года Минвуз РСФСР утвердил техническое задание на проектирование учебного корпуса полезной площадью 18 тысяч кв. м. и ориентировочной стоимостью около 4, 5 млн. руб., а институт «Красноярскгражданпроект» приступил к разработке технического проекта.

Минвуз утвердил задание на проектирование 18 тысяч кв. м. площади, на которой можно было разместить только два факультета. Однако для обучения расчетного контингента студентов в 4000 человек требовалось около 46 тысяч. кв. м. полезной площади и строительство в 1971-1980 годы комплекса учебно-научных зданий и сооружений для университета.       

В 1971-1975 годах предполагалось возвести учебно-лабораторные здания для физического и биологического факультета с виварием, учебно-производственные мастерские с гаражом, студенческое общежитие на 1970 мест, столовую. В 1976-1980 годах – учебно-лабораторные здания для химического, математического и юридического факультетов, главный корпус с библиотекой, студенческие общежития на 1070 мест, спортивные сооружения.

Жизнь, конечно, откорректировала планы. Строительство обещанных зданий в намеченные сроки так и не началось. В 1975 году в вузе не произошло и расширение специальностей, наоборот, было закрыт факультет  биофизики. В составе вуза имелись четыре факультета – математический, физический, биолого-химический, юридический, подготовительное отделение, 25 кафедр (по пять – на физическом и математическом факультетах, шесть – на биолого-химическом, три – на юридическом и шесть – общеобразовательных), в составе которых 45 лабораторий, 5 учебных кабинетов.

Математический факультет осуществлял подготовку специалистов по специальностям –  прикладная и вычислительная математика, теория функций, высшая алгебра; физический по специальностям – физика магнитных явлений, кристаллофизика, биофизика; биолого-химический по специальностям – физиология растений, микробиология, аналитическая химия, физическая химия.

Контингент студентов на начало учебного 1974/1975  года составил 3008 человек, в том числе дневного обучения – 1720 человек, вечернего (юридический факультет) – 387, заочного (юридический факультет) – 1004 человека. На конец 1975/1976 года количество студентов-дневников возросло до 1720 человек. Из них, 517 человек обучалось на физическом факультете,  421 – на математическом, 481 – на биолого-химическом и 301 – на юридическом.

За шесть лет с 1970 по 1975 год по естественно-научным специальностям университет окончило 740 человек. Из них 357 было направлено на работу в средние школы, 162 – в научные учреждения, 163 – в вузы (Красноярский политехнический институт – 30, Сибирский технологический институт – 20, Институт цветных металлов –3, Красноярский государственный университет – 110) и 58 – на различные предприятия края.

Набор студентов в университет осуществлялся через обычные вступительные экзамены и через подготовительное отделение. Самый значительный конкурс (13 человек на место) наблюдался по специальности «прововедение». На втором месте была специальность «биология» - 4,5-5 человек на место. На третьем – химия (2, 6 человек на место). На специальность «физика» ежегодно в то время поступало два человека на место, на специальность «математика» - 1, 4 человека на место. 

На кафедрах университета в начале 1975 года работало 199 преподавателей, из них – 5 докторов наук, профессоров (2,5 %), 70 кандидатов наук, доцентов (35,2 %) и 123 (62, 3%) преподавателя без ученых степеней и званий. В вузе работало около 30-ти совместителей (из них 10 докторов наук и 19 кандидатов наук), а также около 50-ти человек – на условиях почасовой оплаты. Из 25 кафедр – шесть возглавлялось докторами наук (трое из них было совместителями), 17 – кандидатами наук. Как правило, преподавание на младших курсах проводилось штатными сотрудниками университета, совместители привлекались к работе со студентами 4-5 курсов.  

Благодаря помощи краевых властей университету были переданы два школьных здания для физического и математического факультетов, построено студенческое общежитие. Основная часть оборудования, которым располагал университет, составляет оборудование, переданное ему институтами Сибирского отделения Академии наук.

Профессорско-преподавательский состав вел немалую работу по развитию научных исследований. В университете сложилось на отдельных кафедрах научные направления:

- исследование и практическое использование нелинейных свойств твердых тел (кафедра физики твердого тела);

исследование механизмов и процессов радиационных воздействий на структуры полупроводников, диэлектриков и магнитов (кафедры общей физики, экспериментальной физики, оптики и спектроскопии);

- применение математических методов для совершенствования планово-экономических и производственных расчетов (кафедры математического факультета). В социологической лаборатории было проведено около 20 исследований на предприятиях ГУ «Главкрасноярскстрой», КРАЗа, Сибтяжмаша, институте «Красноярсксельстрой», Красноярском шелковом и Черногорском камвольно-суконном комбинате.

К отрицательному моменту развития университета возможно отнести низкое качество набора на естественно-научные специальности, за исключением биологии. Снижение уровня фундаментальной подготовки складывалось из необеспеченности профессорскими кадрами  и отсутствия взаимодействия вуза с академическими научными институтами. Характер распределения выпускников, когда 50 процентов из них шло на работу в школу, свидетельствовал о слабой связи учебного заведения с промышленными предприятиями и отраслевыми НИИ края.

Набор специализаций также не соответствовал потребностям края. Например, на математическом факультете не велась подготовка специалистов по математическому обеспечению ЭВМ, на физическом факультете не было кафедр, которые бы готовили специалистов-физиков для машиностроительной, горной, энергетической, металлургической промышленностей.

К недостаткам руководство университета относило и то, что вуз изначально развивался без экономического и гуманитарного отделений.            

На Х-ю пятилетку были определены новые основные научные направления:

- рациональное использование и сохранение природных ресурсов Восточной Сибири;

- разработка проблем прикладной математики в системе АСУ ТП;

- разработка новейших методов поиска месторождений полезных ископаемых;

- разработка и внедрение новых методов обработки материалов с использованием импульсного МГД/генератора;

- исследование социальных проблем трудовых коллективов и промышленных комплексов.

Планом было предусмотрено дальнейшее наращивание научно-исследовательской работы по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями и академическими институтами. Если в 1976 году объем хоздоговорных исследований составлял 620 тысяч руб., то в 1980 году он должен был достичь объема 3 млн. руб. Для претворения данных задач в жизнь предполагалось создание целого ряда научных подразделений: создание проблемных лабораторий по глубинному зондированию земной коры, по светофизиологии и культуре сельскохозяйственных растений; отраслевых лабораторий от Министерства общего машиностроения «Изучение физики солнечно-земных связей и явлений в скалоземном пространстве» и «Технология обработки материалов взрывом»;  проблемной лаборатории по изучению социологии коллективов.

Значительным прорывом в развитии университета стал 1976 года, когда распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 мая 1976 г. №697р, был утвержден технический проект (разработан институтом «Красноярскгражданпроект», утвержден 22 ноября 1974 г.) с общей сметной стоимостью зданий и сооружений 10166,0 тысяч  руб. Предполагалось возвести комплекс учебных зданий со столовой, провести благоустройство к нему и инженерные коммуникации, построить студенческое общежитие.

Университетом был образован новый Ученый Совет, в состав которого помимо ведущих работников университета вошли представители Академии наук и  Конструкторского бюро полупроводниковых материалов: член-корреспондент АН СССР И.А. Терсков – директор Института физики СО АН; член-корреспондент АН СССР К.С. Александров – заместитель  директора Института физики СО АН; профессор В.Г. Дулов –  и.о. директора Вычислительного центра СО АН; профессор А.С. Исаев – заместитель директора Институт леса и древесины СО АН; профессор И.И. Гительзон – заведующий лабораторией Института физики СО АН; профессор Г.М. Чернявский – заместитель начальника Конструкторского бюро полупроводниковых материалов. В результате принятых мер состав Совета позволял не только решать вопросы кадровой, научной и учебной политики, но и осуществить тесное взаимодействие и координацию по всем вопросам с другими научно-исследовательскими организациями.

В апреле 1977 года началось строительство комплекса учебно-лабораторных зданий университета. В 1980 году корпус площадью 5 тысяч кв. м., студенческое общежитие на 600  были сданы в эксплуатацию. За период 1976-1980 годов проводилась реконструкция  и капитальный ремонт учебных зданий биолого-химического и юридического факультетов, создана лыжная база, стрелковый тир. За это время существенно укрепилась материальная база университета за счет приобретения новых приборов, оборудования и технических средств обучения: создан вычислительный центр университета, образованы механическая мастерская, лаборатория нестационарной м-г. динамики ИТПМ. Общая стоимость приборов и оборудования университета по состоянию на 1 января 1981 года составила 2840 тысяч руб.

Проводилась работа по открытию новых специальностей по экологии, радиоэлектронике, органической химии, физике, плазмы, прикладной космофизике, экономической кибернетике. В 1980 году было создано экономическое отделение, и проведен набор на это отделение в количестве 50 человек. В 1981 году создаются сразу два факультета: экономический и  филологический.

За 1976-1981 годы произошли значительные изменения в лучшую сторону в качественном составе научно-технических кадров. Если в 1976 году штатных преподавателей с учеными степенями было 39,4 процента, то в 1980 году он достиг 47, 3 процента. За последние годы для улучшения качества подготовки  специалистов, усиления роли науки в учебном процессе к преподавательской и научной  работе в университете привлечено 58 ученых Красноярского филиала СО АН СССР, в том числе 4 члена-корреспондента АН СССР, 13 докторов наук.                   

Перспективы развития производительных сил Красноярского края в 1980-е годы определили повышенные требования к подготовке специалистов с высшим образованием. В 1986 году университет имел шесть факультетов, сорок кафедр, более 5200 студентов. В университете работало пять академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР, 25 докторов наук, профессоров. Более 60 процентов преподавательского состава имели ученые степени и звания. Кадры педагогов высшей школы постоянно пополнялись за счет выпускников ведущих вузов страны. Постоянно расширялось творческое сотрудничество университета с отраслевыми институтами различных министерств и ведомств, институтами СО АН СССР.

В течение последних лет университет осуществлял целевую подготовку специалистов на основе договоров с предприятиями края. Наиболее разносторонние взаимоотношения связывали вуз с предприятиями  общего машиностроения, электротехнической промышленности, цветной металлургии.

Результаты научной деятельности послужили основанием для включения университета в число исполнителей особой программы, утвержденной ЦК КПСС и СМ СССР, которой предусматривалось  создание в двенадцатой пятилетке экспериментальной материально-производственной базы общей стоимостью 15 млн. руб.

В 1986 году завершилось строительство первой очереди университетского комплекса, включающего в себя учебные корпуса общей площадью 26 тысяч кв. м., столовую, спортивный комплекс, студенческие общежития на 1800 мест.

Быстрое развитие университета продолжилось и во второй половине 1980-х годов. В 1987 году создается психолого-педагогический (1987) факультет. К марту 1991 года на восьми факультетах обучалось свыше 5,5 тысяч студентов по 13 специальностям, из них 70 процентов готовилось по договорам с предприятиями и учреждениями. Была проведена реорганизация на экономическом и филологическом факультетах, где открылся ряд  кафедр. Началась специализация и подготовлено открытие специальности «Международные экономические отношения». Совместно с Институтом физики им. Л.В. Киренского и Институтом космической техники началась подготовка инженеров-физиков. Открылась школа-интернат с космической специализацией, на базе которой создан Международный молодежный космический центр.  Существенный шаг сделан в организации переподготовки кадров – открыт специальный факультет по переподготовке специалистов по новым перспективным направлениям науки, техники, технологии: автоматизированному управлению экономическими системами, системами автоматизированного проектирования, прикладной психологии, прикладной и вычислительной математике, современным технологиям получения материалов для электронной техники. Учебный процесс вело 360 штатных преподавателей. За последние годы защищено пять докторских и 15 кандидатских диссертаций.               

Университет выступил инициатором проведения занятий по программе эстетического воспитания студентов 1-4 курсов всех специальностей. В ходе обучения студентам читали лекции  по истории и теории изобразительного искусства, истории и теории культуры, этики и эстетики, обучали основам драматического искусства и музыкальной культуры.

В университете действовала развитая система профориентационной работы со школьниками, которая с одной стороны позволяла ему решить проблемы отбора набиолее подготовленной молодежи, а с другой – в целом ориентировала педагогические коллективы школ на соответствующий  уровень подготовки учащихся.

Значительно расширились международные связи университета с Китаем, Великобританией, США, ФРГ. Заключен договор в области науки и образования с Хейлундзянским университетом в Китае, велась подготовка английских студентов из университета г. Дарем, начались прямые студенческие обмены с университетами США.

В последние годы в университете широко развернулись научно-методические исследования по программе целевой интенсивной подготовки специалистов. по психолого-педагогическому направлению, рейтинговой системе оценки знаний студентов.

Университет выступил соучредителем (совместно с Сибирским отделением торгово-промышленной палаты СССР и Всесоюзным экономическим обществом) малого предприятия «Школа бизнеса» для переподготовки специалистов в области внешнеэкономической деятельности, маркетинга и менеджмента. Преобразовано в малое предприятие издательство  Красноярского университета. Создан ряд кооперативов. Началось проектирование экспериментального производства.

В целях координации межвузовской деятельности в вопросах подготовки и переподготовки кадров, повышения эффективности научных исследований, развития материальной базы и улучшения социально-бытовой инфраструктуры учебных заведений создан региональный центр высшей школы.

Красноярский государственный университет один из крупнейших университетов г. Красноярска и Красноярского края, как самостоятельный вуз просуществовал с 1969 по 2006 годы. В 2006 году стал ядром Сибирского федерального университета.

30-летняя история КрасГУ богата событиями. За эти годы изменилась страна, менялся и университет. Открылись новые специальности — МЭО и искусствоведение, современные иностранные языки и физвоспитание, социальная работа и история, социология и философия, PR и реклама — часть из которых в последующем становятся самостоятельными факультетами.

В это же переходное время приходится решать и судьбу университетской науки. Наиболее перспективные ее направления оформляются в научно-исследовательские институты и центры, которые, как было сказано позднее, осуществляют миссию “интеллектуального вторжения”. Так при университете появляется НИФТИ (Научно-исследовательский физико-технический институт), НИИЦ "Кристалл", Инженерный центр "Химприбор", НОЦ "Енисей" и др. В университете работало 1353 сотрудника, из них 720 преподавателей. 
В числе профессорско-преподавательского состава: 44 доктора наук, профессора; 230 кандидатов наук, доцентов; 17 действительных членов и членов-корреспондентов различных академий наук России и международных академий; 11 заслуженных работников высшей школы РФ, культуры, физической культуры, заслуженных юристов и экономистов; 15 почетных работников высшего профессионального образования РФ; 15 профессоров КрасГУ, 5 доцентов КрасГУ. Всего КрасГУ подготовил за годы своего существования более 20,5 тысяч специалистов.

На момент своего вхождения в Сибирский федеральный университет  вуз являлся одним из крупнейших центров образования, науки и культуры.

 

А.П. Дворецкая, к.и.н.

ведущий архивист КГКУ «ГАКК»

 

 

Список использованных источников:

 

  1. КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (Далее – КГКУ «ГАКК»). Ф.П-6693. Оп.1. Д.20. Л.89-90
  2. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.8. Д.154. Л.1-12
  3. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.8. Д.154. Л.13, 14
  4. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.8. Д.238. Л.2, 3
  5. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.10. Д.84. Л.33-39, 46, 47, 69, 74, 76-81, 146, 147
  6. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.14. Д.157. Л.101, 102     
  7. КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.16. Д.583. Л.33-35    

 

список статей