6 августа (ст.ст.) 1628 года основан город Красноярск.

История города Красноярска началась в августе далекого 1628 года, когда отрядом казаков под предводительством Андрея Ануфриевича Дубенского в месте впадения реки Кача в реку Енисей был основан небольшой деревянный острог. По красноватому цвету обрывистого берега Качи и из-за своей живописности место выбранное под острог было названо Дубенским Красным, или Красным Яром. Это же название позже закрепилось за острогом, а потом и за городом.

К моменту основания Красноярского острога обширная территория Западной Сибири уже была присоединена к Российскому государству. В 1619 году на одном из важнейших путей, по которому землепроходцы продвигались в Восточную Сибирь, был построен Енисейский острог, будущий город Енисейск. Благодаря своему стратегическому положению, Енисейский острог стал не только административным центром огромного Енисейского уезда, охватывающего до 70-х годов XVII века бассейн Среднего Енисея и всего Прибайкалья, но и отправной точкой для казачьих экспедиций в восточное и южное направления.

В 1623 году на государеву службу в Енисейский острог был послан воевода Яков Игнатьевич Хрипунов.  Именно Хрипунов первым поднял перед правительством вопрос о строительстве укреплений на Среднем Енисее, в «Тюлькиной», или как её еще называли «Качинской» землице, для того чтобы обезопасить, такие уже сложившиеся крупные сибирские поселения, как Енисейский, Томский, Кузнецкий остроги, от нападения проживавших на юге сильных и воинственных киргизских племен.

В 1624 году Хрипунов отправил на юг для разведывания новых земель своего дальнего родственника дворянина Андрея Дубенского. Дубенский со служивыми людьми спустился вверх по Енисею и в четырех днях конного пути от Енисейска, в устье реки Качи, выбрал место для нового острога. В том же году составленный Дубенским чертеж местности был отправлен на рассмотрение властей в Тобольск, центр Тобольского наместничества, и в Москву. В Москву вскоре был направлен и сам Дубенский. Кроме того, воевода Хрипунов послал царю Михаил Федоровичу соболиную казну и письмо, рассказывающее о новом месте, как месте богатом лесом, пашнями, сенокосами.

В 1625 году царь Михаил Федорович, рассмотрев письмо Хрипунова и чертеж, составленный Дубенским, приказал построить в Качинской землице острог и послать для «острожного поставленья» казаков, столько, сколько необходимо. Главой экспедиции был назначен Андрей Дубенский. Сам Дубенский по своему чину не соответствовал такой должности. Но был человеком исполнительным и компетентным, что сыграло свою роль при его назначении.

Перед Дубенским была поставлена задача: набрать людей для экспедиции, построить острог, укрепить его всякими «крепостями» и жить в нем «с великим бережением, чтобы на них Качинской землицы и иных орд люди безвестно не пришли и дурна какого не учинили». Кроме того, Дубенскому и казакам было велено призывать под царскую высокую руку ласкою и уговорами окрестные племена, и ясак с них собирать, но такой, чтобы их не ожесточить.

Но прежде, чем началась подготовка к походу, тобольский наместник князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой опросил боярских детей и казаков из разных сибирских городов, которые бывали в Енисейске, действительно ли можно на Красном Яру поставить острог. Так ли хорошо и удобно место, будет ли прибыль государю, сколько нужно туда послать служивых людей, не будет ли государевым людям от иных землиц какого утеснения, а государеву делу «порухи». В результате опроса было установлено, что в Качинской землице люди живут кочевые, летом пашню пашут, сеют ячмень, а зимой кочуют, опасаясь набегов калмыков и киргизов. Бывалые казаки предлагали послать на Енисей отряд численностью в 500 человек и приготовить запас для них на два-три года.

Однако Дубенскому удалось набрать только 303 человека. Из них 3 человека были атаманами, 6 - пятидесятниками, 24 - десятниками и 270 - рядовыми казаками. Отряд был оснащен пищалями, свинцом, порохом, оловом, сукном, зельем, хлебными запасами и другим необходимым для таких походов грузом.

В 1627 году Андрей Дубенский со своими людьми выступил из Тобольска в сторону Енисейска. Добравшись до Енисейска, экспедиция поднялась по Енисею и в июле следующего, 1628 года, достигла намеченного места. Здесь, построив первые укрепления и отразив набег киргизов, 6 августа 1628 года казаки начали сооружать острог. Острог поставили довольно быстро – завершили строительство уже 18 августа.

Острог, построенный Дубенским, представлял собой, укрепленную территорию, окружностью более 191 саженей (около 410 м), которую окружали стены высотой более 3-х метров, усиленные пятью башнями - Качинской, Угольной, Быковской, Спасской, Водяной, по 18-20 метров высотой каждая. Три башни выступали в поле на 2-3 метра, чтобы защитники острога могли поражать вплотную подошедшего противника. Вокруг стен был выкопан ров глубиной в 3 метра и шириной около 10 метров. По дну рва был установлен деревянный частокол из заостренных длинных кольев. Над возвышающейся над острогом горе Кум-Тигей (позже получившей название Покровской или Караульной горы) была построена бревенчатая вышка, на которой размещался караул. 

Внутри укрепления находились съезжая изба, амбары для государевой казны, хранения хлеба, ясачной пушнины, пороховой погреб, тюрьма и воеводский двор. Казаки первоначально жили в 30 избушках, по одной на каждый десяток.

Через несколько лет после строительства острога территория вокруг Красноярского (или, как его называли в первые годы, Новокачинского) острога была преобразована в уезд и острог стал уездным центром. Уездом управлял присылаемый из Москвы воевода, которому через казачьего голову и атаманов конных и пеших казаков подчинялось казачьей войско. 

Первоначально важнейшей функцией острога была оборона с юга основных русских поселений Сибири. Енисейские киргизы и подчиненные им племена неоднократно нападали на Красноярский острог и расположенные рядом с ним селения. Наиболее разорительными были набеги, совершенные в 1630, 1634, 1635, 1636, 1640, 1665, 1667, и 1679 годы.

В 1635 году набег был настолько сильный, что в своей челобитной, направленной в Москву, защитники острога жаловались, что они по причине малочисленности гарнизона не могут выйти за пределы крепостных стен и если гарнизон не увеличить, то город лучше вообще оставить. Ожидать в этот год помощи от других, расположенных рядом городов, не приходилось, так как киргизы уже дошли до Томска, и Томску угрожала та же опасность. Только приход из Тобольска отряда дворянина Якова Тугачевского спас город от разорения.

Из-за постоянной военной угрозы основное население острога долгие годы составляли казаки. Значительная часть из них служила в местном гарнизоне, одном из самых больших в Сибири. Казаки прибывали на службу в Красноярск не только добровольно, но и присылались принудительно.

Формирование же чисто трудовых слоев городского населения - посадских и крестьян - шло очень медленно. Вольных переселенцев Красноярск особо не привлекал. Чтобы компенсировать нехватку рабочих рук, правительство начинает отравлять в Красноярск первых ссыльных – тех же казаков, посадских крестьян, стрельцов, приказных людей и пленных.

В XVIII веке начинается новый этап в истории города. В 1701-1704 гг. общими усилиями сибирских городов киргизские племена были разбиты. С этого времени Красноярск перестает быть военным форпостом.

Из части проживающих в Красноярске казаков, ссыльных, вольных переселенцев постепенно складывается торгово-ремесленное население. Жители города в основном занимались кожевенным, мыловаренным, свечным, портновским, столярным, плотничьим ремеслами, выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции. А с устройством Московско-Сибирского тракта очень распространенным среди горожан промыслом стал извоз. Однако процессы эти шли достаточно медленно и только к концу XVIII века Красноярск становится сложившимся городом, то есть полноценным центром ремесла и торговли. При этом Красноярск в экономическом плане существенно уступал таким сибирским городам, как Томск, Енисейск и Иркутск. 

В конце века сильно изменился и облик города. В 1773 году пожар практически уничтожил старый Красноярск. Целыми осталось только 30 домов. Среди других построек в огне сгорели и все крепостные сооружения. Отстраивался город уже по линейной планировке петербургского типа. К первому в городе каменному зданию – Воскресенскому собору - перенесли торговую площадь, от которой шли продольные улицы и жилые кварталы. К 20-м годам XIX века в Красноярске было 7 больших и 5 малых улиц, 4 церкви, 1 больница, 8 кожевенных и 2 мыловаренных заводов, тюремный острог. Большинство зданий в городе были деревянными, особенно жилые дома. Так, из 524 обывательских домов каменных были только 4.

В начале XIX века в жизни Красноярска происходят важные изменения. В 1822 году город становится административным центром вновь организованной Енисейской губернии. Размещение в городе губернских учреждений и гарнизонного батальона сразу же  приводит к резкому росту городского населения за счет многочисленных чиновников, военных и членов их семей. Население увеличивается и за счет других приезжих  - купцов, торговцев, ремесленников, государственных крестьян.

Рост населения приводит и к расширению городской территории. Так, уже в 1823 году в Красноярске появилось 185 новых домов, в том числе 17 каменных. А к 1828 году граница города доходит до Архиерейского переулка (ныне улица Горького). В это же время городские кварталы впервые перешагнули и за один из своих естественных рубежей - реку Качу. За рекой была образована  населенная ремесленниками Закачинская слобода.

Территория города растет и в дальнейшем. С открытием в 1861 году кафедрального Богродице-Рождественского собора новый городской центр формируется уже в районе Ново-Базарной площади (ныне площадь Революции). К концу же XIX века территория Красноярск достигает Афонтовой горы.

В середине XIX века Красноярск превращается в главный экономический центр Енисейской губернии. Этому способствует нахождение на территории губернии золотых месторождений и их дальнейшая разработка. В Красноярске открываются конторы крупных компаний золотопромышленников - И.Ф. Базилевского, С.В. Востротина, товарищества Кузнецовых, заключаются сделки, договоры о поставках, подрядах, найме рабочей силы и специалистов.

В еще большей степени на экономику города повлияло проведение через Красноярск Транссибирской железной дороги. В 1895 году в город пришел первый поезд, а в 1899 году был открыт железнодорожный мост через Енисей. Красноярск становится центральным пунктом Средне-Сибирской железной дороги.

В городе начинают действовать железнодорожные депо и Главные железнодорожные мастерские с вагонным, сборочным, кузнечным, электромеханическим токарным цехами. Красноярские железнодорожные мастерские являются крупнейшим предприятием в Сибири и размещение такого предприятия в Красноярске превращает город в её важнейший промышленный центр.

В связи с притоком населения, занятого на строительстве железной дороги, обслуживанием железнодорожного транспорта, работающего в железнодорожных мастерских, на Афонтовой горе образуются новые городские районы - Николаевская и Алексеевская слободы.

Становление Красноярска, как крупного административного центра отражается и на благоустройстве города. В конце XIX - начале XX века в Красноярске строится много каменных зданий, проводится телеграфное, а потом телефонное сообщение, появляется электрическое освещение и водопровод.

Гражданская война 1918-1920 гг., послевоенная разруха, переход к новым общественным отношениям в негативном плане  отразились на развитии Красноярска. До начала 1930-х годов   город практически не расширялся, занимая старую территорию. Тем более, что в связи с изменением административно - территориального устройства Сибири город утратил свой прежний губернский статус и стал административным центром только Красноярского округа.

Ситуация резко изменилась в начале 1930-х годов в связи с началом первой пятилетки и образовании 7 декабря 1934 года Красноярского края, административным центром которого стал Красноярск.

На правом берегу Енисея начинается строительство крупнейших промышленных предприятий - деревообрабатывающего комбината, Красноярского машиностроительного завода, целлюлозно-бумажного комбината. Из  жилых кварталов правобережья в течении нескольких лет образуется Новый город или, как его называли Соц. Город, по численности превышающий левобережный центр. В 1934 на территории Нового города создается Кировский район.

Большое влияние на развитие Красноярска оказало и размещение в нем в годы Великой Отечественной войны эвакуированных промышленные предприятий, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов. На их базе были созданы такие ведущие предприятия города, как Красноярский комбайновый завод, завод «Сибтяжмаш», и такие высшие учебные заведения, как Красноярский медицинский институт.

  После войны Красноярск окончательно складывается как крупнейший промышленный, научный и культурный центр страны. В нем развивается предприятия черной и цветной металлургии, тяжелого мшиностроения, энергетики, строительной индустрии, деревообработки, легкой, пищевой медицинской промышленности.

В 60-е годы XX века в связи со строительством на северо-востоке Красноярска алюминиевого завода площадь города значительно расширяется в этом направлении. В 1969 году здесь образуется Советский район.

В начале 1960-х годов, со строительством Коммунального моста, находит свое решение и одна из главных коммунальных проблем Красноярска – отсутствие моста между левым и правым берегом.        

Переход на рыночную экономику в 90-е годы XX века кардинально отразился на развитии Красноярка. Многие градообразующие предприятия и учреждения были закрыты или перепрофилированы. Промышленные предприятия заменили учреждения торговли и сферы досуга. Но значение города, как промышленного и научного центра было сохранено.

 

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
В.В. Чернышов     

Вид на город Красноярск. 1804 г.
 
Герб города Красноярска 1824 год.
 
Красноярск. Воскресенская улица
 
Красноярск. Старобазарная площадь
 
Открытие железнодорожного моста в Красноярске.
 
Проспект имени Газеты Красноярский Рабочий. 1960-е годы.
 
Станция Красноярск
 
Строительство алюминиевого заводавгороде Красноярске
 

 

список статей