Патриотизм в устном народном творчестве (по материалам личного фонда А.В. Гуревича)

«Почему мы хотим,
чтобы война кончилась?
Потому что хорошо жить будем,
Еще будет саха учиться.
Теперь надо лучше работать,
Добывать рыбы,
Промышлять кырса (песцов),
Больше помогать Красной армии,
Тогда война скоро кончится»

Из якутского фольклора военных лет.

Устное народное творчество является неотъемлемой частью культуры народов, живущих в нашей стране. Из поколения в поколение передаются былины, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, плачи, отражающие жизнь и историю народа, его восприятие разных процессов происходящих в обществе.

При этом народное творчество глубоко патриотично. Это видно из находящихся на хранении в КГКУ «Государственный архив Красноярского края» документов, собранных в 1920-1940-е годы красноярским писателем-фольклористом Александром Вениаминовичем Гуревичем.

А.В. Гуревич (1905-1953) начал изучать и собирать фольклорные материалы еще во время учебы в Иркутском государственном университете. В 1928 году, будучи студентом предпоследнего курса педагогического факультета, он написал свою первую работу «Сказки Баргузинского края». За последующие 25 лет научной деятельности А.В. Гуревич опубликовал свыше 150 статей и ряд сборников по вопросам фольклора и литературного краеведения. Одновременно А.В. Гуревич вел большую практическую работу по популяризации устного народного творчества – выступал с лекциями и докладами, участвовал в фольклорных экспедициях, способствовал широкому распространению произведений сибирских сказателей Е.И. Чичаевой, Е.И. Сороковикова, А.А. Тороева.

«Патриотизм не отвлеченное понятие»,- писал Александр Вениаминович в одной из своих лекций, подготовленных для студентов Красноярского педагогического института – «любовь в начале к своему месту, к своей реке, к своему лесу, который окружал нас в детстве… от малого переходит к большому – к своей родине, ко всей стране нашей».

И действительно во многих фольклорных материалах, собранных А.В. Гуревичем, звучит тема «малой родины» - русского села, хакасской или бурятской степи, таймырской тундры, тоска по ней, гордость за неё. Поэтому старинная русская народная песня, записанная в Усть-Баргузине и исполняющаяся от имени каторжника, отправленного в Сибирь:

«Лег бы я спать, мне не спится,
А мысли все вносятся вдаль,
Туда, где родное селенье,
Туда меня что-то влечет,
Туда, где промчалось детство,
Туда меня что-то влечет…»

- своеобразно переплетается с песнями коренных народов севера Красноярского края, сложенных уже в советское время:

«Пусть над Енисеем наш костер горит;
И к заре далекой песенка летит;
Чтобы в дальней тундре знал народ,
Что в колхозе нашем водят хоровод,
Давайте, товарищи, давайте
По песку сыпучему стучать сильней,
Чтобы плясали с нами травы и олени,
Чтобы шумел согласно с нами Енисей…».

Однако народные песни, былины и сказы постоянно напоминают читателям и слушателям, что просто любить родину мало. Надо, когда придет время, встать на её защиту:

«В теплый край улетела птица,
Вернется, как солнце будет теплей,
Брат уехал с врагами биться,
Приедет после военных дней.
Туда, где, тепло, ласточка взмыла
Прилетит, когда расцветет тайга,
На войну уехал мой папа милый.
Вернется, когда разобьет врага»

- с гордостью говорит девушка в бурятской частушке периода Великой Отечественной войны.

«Степи чистые Уйбатские
Мой серко перемахнет
Со звериными фашистами
Поеду биться за народ.
Степь привольную Уйбатскую
Мой серый конь пройдет стрелой.
Не пожалею я за Родину
Горячей крови молодой»

- вторит ей тахпахах - хакасская песня-импровизация.

Защитниками родной земли в произведениях сибирского народного фольклора часто выступают вымышленные персонажи, например, былинные богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также исторические личности прошлого - покоритель Сибири Ермак, царь Петр I, полководец Михаил Илларионович Кутузов, прославленный генерал Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Михаил Дмитриевич Скобелев. При описании деятельности последних широко применяются иносказания, вольный пересказ реальных событий, сказочный сюжет.

Интересны в этой связи песни, посвященные событиям Северной войны. Одна из них была записана у жителя деревни Кежемская Заимка Ф.В. Сизых.  По сюжету песни шведскому королю приснился странный сон, и он обращается к своим «князьям-боярам и шведам мудрым» чтоб они поясняли его. Никто ничего не может сказать, и только внезапно появившаяся «красная девица», сообщает шведскому королю:

«…Не гора, бат, стоит - стоит русская армия,
В армии сидит белый царь,
В руках держит шведского короля…
И заутра тебе, батюшка, быть пойманным,
Быть пойманным, али убитым…».

В другой песне пуля попадает царю Петру в сердце. Но он жив назло врагам и побеждает их.

Рассказ о фельдмаршале М.И. Кутузове, записанный на станции Зима Иркутской области 17 июля 1941 года.Своеобразно интерпретируются реальные исторические события и в повествованиях о фельдмаршале Кутузове, записанных в разных населенных пунктах Иркутской области; - «Был в Москве главным Кутузов у нас. Он издал приказ: все магазины, всё вывезти из Москвы! И Москва стала то пустая, ничего в ней не осталось: ни хлеба, ни продуктов, ни товаров… Вот обрадовался Наполеон, залетел на лошади верхом под звук труб в Москву, думал он нажиться там. Вот он объехал все, все улицы, заходил во все магазины, а там пустые полки. Его войско есть просить стало, голодные они были как волки, а кушать то негде взять им. Вот они покрутились в пустом городе… ничего не нашли, и поскакали обратно. А не тут- то было. Кутузов то поумнее Наполеона. Заранее окружил Москву со своим войском».

Но несмотря на фантастичность сюжета и несовпадение с реальными историческими фактами таких произведений, и Петр I, и Кутузов в народных преданиях отражают натиск иностранных захватчиков, а упрощение их образа делает их ближе к простому народу, для которого собственно и ведется повествование.  Вот почему рассказы о М.И. Кутузове собирались в самые трудные для страны время в июле 1941 года, а сами рассказчики сравнивали Наполеона с Гитлером; - «Когда он шел к России, он говорил: В моем царственном венке не хватает только одного лаврового цветка. Этим лавровым цветком он называл Россию. У Гитлера один же план. Наполеон обжегся и этот обожжется!», - «Наполеона ведь разбили, ну и этот голову положит. Наши командиры знают, где ему бой дать».

В предвоенные годы в сибирском народном фольклоре появляются и новые герои – колхозники и передовики производства, военнослужащие Красной армии, Герои Социалистического Труда и Герои Советского Союза. Их появление во многом связано с новым направлением деятельностью народных сказителей, которые в своем творчестве пытаются осветить самые актуальные события современности - колхозное строительство, Первые пятилетки, принятие конституции СССР 1936 года. Появлению новых произведений способствует и все ухудшающаяся международная обстановка:

«Я на летчика учусь
Мне доверят аэроплан
Полечу громить японцев
Я на озеро Хасан»,
«Отогнали от границы
Вражью банду черную
Им надолго будет сниться
Сопка Заозерная"

 - так в частушках того времени отражаются бои на озере Хасан с японскими агрессорами.

Такой новый подход в устном народном творчестве оказался очень востребованным с первых дней Великой Отечественной войны. В газетах печатались актуальные произведения казахских народных сказителей-акынов Джамбула и Кенена Азербаева, современные эпические былины народов Советского Союза, народные произведения, записанные в партизанских отрядах:

«С партизанами бойцами,
Сквозь ненастье, сквозь туман,
Пробирается лесами
Сам Заслонов-партизан,
Он ведет свою бригаду
Сокрушая в пух и прах
Поезда, мосты и склады

У противника в тылах» - поется в одной из таких об известном белорусском партизанском командире Константине Сергеевиче Заслонове.

Екатерина Ионовна Чичаева (первая в первом ряду)Для исполнения фольклорных произведений непосредственно перед бойцами Красной армии, в годы войны была создана целая фронтовая бригада, в состав которой входили многие известные исполнители фольклора, в том числе известная красноярская песенница Екатерина Ионовна Чичаева.

Сама Екатерина Ионовна, несмотря на свой преклонный возраст (она родилась в 1879 году), во время войны стала автором многих патриотических произведений. Уже летом 1941 года песенница опубликовала письмо обращение к сказителям Советского Союза:

«Дорогие мои товарищи
Вы сказатели и песенники
Мы расскажем всему люду советскому
Как в тылу над хлебом трудятся
Соберем его во житницу
Как куем ту же оружие
Отливаем части танки - крепкие...
Что бы изжить нам иго проклятое
Освободить друзей наших товарищей
Предстоит нам задача великая...».

Патриотический призыв песенницы был услышан и подхвачен другими сказителями. Стихотворец их колхоза имени Фрунзе Усольского района Иркутской области семидесятилетний Иннокентий Викентьевич Куроптев  лично агитировал за уборку военного урожая. На колхозных полях, в колхозных станах он рассказывал о письме-обращении из Красноярского края в привычной для себя стихотворной форме:

«Всем колхозникам советы
Урожай скорей убрать
Сама главная задача
Красну армию снабжать
Гитлеровщину разбить
А мы в тылу не оробеем
Труд колхозный приложить».

Из заметок А.В. Гуревича о процессе исполнения «Плача по Тане».Когда в начале 1942 года стало известно о казни фашистами партизанки Зои Космодемьянской, Е.И. Чичаева сложила «Плач-сказ о Тане», рассказывающий о подвиге героини и призывающий отомстить за её смерть:

«…Идут бесстрашные, без ужасно на врага
На фашиста - зверя лютого,
Мы сожжем, спалим врага огнем-пламенем,
Отомстим врагу за смерть Танину».

В это произведении, по словам А.В. Гуревича, записавшего сказ, было вложено «сокровенное, высокое, дорогое чувство матери… в минуты высочайшей скорби печали» ведь сын сказительницы без вести пропал во время боев за Тихвин.

В целом же сибирский народный фольклор военных лет отражает самые различные переживания советского общества:

Это и сатира в отношении врага:

«Гитлер Геббельса спросил
Что ты рот перекосил?
У мартышки слезы градом –
Подавился Сталинградом».

И восхищение подвигом воинов сибиряков:

«Красноярцы и Омчане,
Минусинцы, Томичи,
Будем бить фашистов крепко
Мы на то сибиряки
Что народ мы удалой
Нам винтовка мать-родная,
лыжи – конь наш боевой»

И необходимость работы в тылу для приближения Победы:

«В поле ветер, в поле дождь
Вырастет большая рожь
Рожь большую уберем
Красной армии пошлем».

Сложенные сибирскими песенниками, сказителями, рассказчиками такие частушки, песни, сказания имели важное патриотическое значение и вносили свой вклад в Великую Победу.

Использованные источники:

Ф.Р-1839. Оп.1. Д.25. Л.2об
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.25. Л.4об
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.37. Л.1
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.99. Л.127
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.147. Л.149
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.241. Л.41
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.241. Л.60
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.236. Л.2
Ф.Р-1839. Оп.1. Д.236. Л.3

Ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»
В.В. Чернышов

список статей


Март, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
6 марта 1936 года принят в эксплуатацию новый мост через реку Кан 6 марта 1962 года Село Новоселово преобразовано в рабочий поселок, Новоселовский сельский Совет – в поселковый Совет. 6 марта 1962 года В составе районного энергетического управления «Красноярскэнерго» создано предприятие по эксплуатации городских электрических сетей «Горэлектросеть». 6 марта 1997 года школе-интернату №9 г. Красноярска присвоено имя Владимира Петровича Синякова (1924-1996), участника Великой Отечественной войны, заслуженного учителя РФ, основателя интернатных учреждений города Красноярска, директора школы-интерната №9 с 1968 г. по 1996 6 марта 1959 года произошло объединение колхозов имени Ванеева и «Памяти 14-ти расстрелянных партизан» Ермаковского района 6 марта 1954 года в г. Дудинке открыт интернат 6 марта 1965 года родился Александр Геннадиевич Хлопонин, Губернатор Красноярского края в 2002-2010 гг.

Анонс