Художники и писатели Красноярского края – участники Великой Отечественной войны

Большинству жителей нашего края, безусловно, знакомы имена и работы Андрея Поздеева, Бориса Ряузова, Владимира Мешкова, Ивана Пателеева, Анатолия Чмыхало, однако, немногие знают, что важной вехой в их творческих биографиях стало участие в Великой Отечественной войне. На хранении в КГКУ «Государственный архив Красноярского края» находятся документы о жизни красноярских художников и писателей, воевавших на фронтах войны в самых разных качествах и званиях – карикатуристами и писарями в штабах и разведчиками на передовой, рядовыми и командирами, прошедших через ужасы и подчас нечеловеческие испытания с карандашом в руках, продолжавших при этом рисовать и писать и сохранивших в себе нравственные силы и любовь к человеку.

***

- Рисуй, товарищ, рисуй! Нарисуй,

чтобы люди после знали и

не забыли, что с нами было!

 Уроженец Енисейска, будущий скульптор Адель Хакимович Абдрахимов родился 17 июня 1915 года, воспитывался матерью. До войны работал жестянщиком, слесарем, окончил курсы мотористов-судоводителей в Енисейске, учился на горном рабфаке в Иркутске. В 1941 году ушел добровольцем в армию, служил в строительном батальоне в г. Новосибирске, с сентября 1943 года – на Волховском и Ленинградском фронтах в составе лыжного истребительного батальона 382-й дивизии 9-ой армии. В боях в районе Мги, командуя минометным взводом, был ранен и попал в госпиталь, после лечения был отправлен домой с инвалидностью второй группы. Еще до войны Адель Хакимович, работая на фарфоровой фабрике, начал заниматься скульптурой и учиться рисовать. После возвращения с фронта начинающий скульптор поступил в первый класс рисовальной школы, что во многом помогло ему вернуться к мирной жизни: «[…]Раненым я стал больше интересоваться искусством и больше ходить в Союз художников в Красноярске, но там я в основном стал ходить в детскую школу, среди ребятишек сидел уже взрослый парень. Я стал делать первые рисунки[…]». Впоследствии в качестве художника А. Абдрахимов работал над памятными портретами участников Великой Отечественной войны.

Борис Яковлевич Ряузов Поздравительный лист гвардейцу Б.Я. Ряузову Еще один красноярский художник-фронтовик Борис Яковлевич Ряузов родился 1 июля 1919 г. в с. Бирючья Коса Икрянинского района Астраханской области. В 1939-1941 гг. учился в Омском художественном училище по специальности «живописец», окончил два курса и поступил на работу в Красноярское товарищество «Художник», где создал свои первые живописные работы: «Подвиг капитана Гастелло» и «Могила фашистских пиратов». В 1942 году был призван на фронт,  до 1945 г  Ряузов - гвардии старший сержант артиллерии 19-го гвардейского Сибирского стрелкового корпуса, участвовавший в боях на Калининском, Ленинградском, Белорусском фронтах.  В 1945-1946 гг. - гвардии старший сержант 19-го гвардейского стрелкового корпуса в Эстонской ССР. За участие в Великой Отечественной войне Б. Ряузов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

О службе Б. Ряузова впоследствии вспоминал генерал А. Стученко, командовавший 19-м гвардейским Сибирским стрелковым корпусом: «…Нельзя не сказать несколько слов о красноярце артиллеристе-разведчике старшем сержанте Борисе Ряузове. Его наблюдения за противником и доклады всегда были точными и помогали точно направить огонь артиллерии на врага. Я особенно приметил его в тяжелое декабрьское утро 1944 года, когда на наши боевые порядки, сильно поредевшие в боях, пошла свежая 12-ая танковая дивизия немцев. Мой наблюдательный пункт был на участке 65-й дивизии, и рядом в окопе стоял старший сержант Ряузов, наблюдая за подходом врага. Он, обнаружив врага, четко докладывал свои наблюдения. Внезапным ударом гаубицы мы нанесли сильное поражение противнику. Танки и самоходки запылали, бронетранспортеры беспомощно барахтались в снегу. А наш штаб, видя все это и используя доклады старшего сержанта Ряузова, руководил разгромом стальной громады немцев».

Ряузову-разведчику навыки художника очень пригодились: он подбирался почти вплотную к вражеским укреплениям и срисовывал как можно подробнее план местности – строения, блиндажи, орудийные гнезда, - чтобы артиллеристы могли вести огонь с максимальной точностью. На этих панорамах художник успевал даже нарисовать облака. Борису Яковлевичу удалось сделать самое первое фронтовое изображение Александра Матросова. По воспоминаниям художника: «В расположении части появился офицер из штаба. Вызвали меня.

-Слышал, сержант, что вы до войны были художником?

-Так точно.

И я получил задание сделать портрет героя Матросова для фронтовой газеты с маленькой фотографии, которую обнаружили в кармане его гимнастерки после боя за Чернушки. До сих пор помню, как она лежала у меня на левой ладони, помню это прикосновение. А портрет я рисовал в том же блиндаже, где и узнал о подвиге бойца». По приказу командования художник изобразил Матросова в зимнем обмундировании. «… Комсомольцу Матросову труднее было. Саша, Саша, если бы можно было о тебе «нарисовать» на сердце… Напишу в далекий Красноярск, да там, наверное, уже знают из сообщений по радио. Ведь это же подвиг, а тот, кто его совершил, - не умирает», - записал Ряузов в своем фронтовом дневнике 23 февраля 1943 года. Впоследствии Борис Яковлевич очень гордился этим рисунком, ставшим каноническим, несмотря на то, что о самих боевых действиях вспоминал крайне редко. Короткие минуты отдыха сержант Борис Ряузов посвящал рисованию, за годы войны он создал около 600 рисунков. Живые впечатления, фронтовые зарисовки позволили художнику создать в послевоенные годы ряд живописных полотен на военную тему, среди которых «Земля фронтовая», «Высота Безымянная», «Нейтральная полоса под городом Белый», «Разгромленная фашистская техника», «Место подвига Александра Матросова» и другие.

Яков Семёнович Еселевич Яков Семёнович Еселевич родился 29 мая 1915 года  в Ачинске. В 1939 году окончил художественную школу имени В.И. Сурикова в Красноярске, затем работал в организации красноярского товарищества «Художник».

В составе 377-й стрелковой дивизии Яков Семёнович воевал на Волховском, Ленинградском, 2-ом Прибалтийском фронтах  рядовым при политуправлении, работал художником в дивизионном  клубе и редакции дивизионной газеты. В дивизионной многотиражке «В атаку!»  за годы войны было помещено свыше 300 работ художника: портреты бойцов, эпизоды боевых подвигов, плакаты – «Вперед за Ленинград», «Ни шагу назад», «Отомсти, боец».

Яков Семёнович был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны Еселевич работал в Краевом художественном фонде, принимал участие во всех краевых и городских выставках и получил признание благодаря написанным им  портретам  известных людей и рабочих-передовиков Красноярского края.

Юрий Иванович Худоногов Юрий Иванович Худоногов родился 16 октября 1924 г. в г. Красноярске в семье рабочего. С 1937 г. по 1942 г. учился в художественной школе им. Сурикова. В 1942 г. поступил в военное артиллерийское училище, которое окончил в 1943 г. В 1942-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне в качестве командира огневого взвода. В 1943 году под Киевом получил первое ранение, после лечения вернулся на фронт, участвовал в боях в Польше, Румынии, Германии. В 1945 г. награждён орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Евгений Степанович Кобытев в 1945 году Евгений Степанович Кобытев  Евгений Степанович Кобытев родился 25 декабря 1910 года селе Утянском Алтайского края, в 1932 году окончил Омский художественно-педагогический техникум, в 1941 – Киевский государственный художественный институт. В  Киеве Кобытев был призван на фронт по мобилизации в самом начале войны – 10 июля,  с июля 1941 г. он рядовой-наводчик 821-го артиллерийского полка на Юго-Западном фронте. Раненый Кобытев оказывается в плену, а затем в немецком концентрационном лагере в г. Хорол Полтавской области, устроенном в огромном карьере бывшего кирпичного завода и получившем печальную известность под названием «Хорольская яма», где пробыл с 23 сентября  1941  по 21 сентября 1943 года.  После побега из лагеря Евгений Степанович вернулся в армию на 1-й Украинский фронт и прошел большой путь через Украину, Молдавию и Польшу – в Германию, до Дрездена, где работал художником в Доме Красной армии. Во время службы в 1943-1945 гг. стал инициатором  создания самодеятельного фронтового кукольного театра политической сатиры, писал пьесы, делал куклы-карикатуры, которые после войны были переданы в фонд музея театральных кукол при Государственном театре кукол в Москве.

В 1966 году Е. Кобытев издал книгу воспоминаний «Хорольская яма», где с присущей художнику образностью и вниманием к деталям нарисовал картину лагерной жизни, поражающих своей документальностью  и полнотой. Вот как Кобытев описал сам лагерь: «[…]И тут перед глазами открывается громадная яма-карьер. Клокочущими потоками серой лавы колышутся, перекатываются в ней громадные, тысячные, кричащие, гомонящие толпы людей[…] Это их беспрерывный нестройный гул и ропот мы слышали вчера вечером, ночью и утром…»;  «Яма» эта образовалась за долгие годы работы кирпичного завода, отсюда брали глину[…] По краю обрывов тянется двойной ряд проволочных заграждений, над которыми возвышаются пулеметные вышки[…]Там, где песчаный обрыв понижается к овражку и зарос бурьяном, я решаю вырыть себе на ночь убежище. На уровне груди выдергиваю бурьян и складываю его в кучку. Затем котелком рою глубокую, узкую пещерку. Использую выдернутый бурьян как подстилку и залезаю в свое первобытное жилище. Угрюмо усмехаюсь, поймав себя на мысли, что похож я сейчас на дикого зверя, укрывшегося в своей берлоге[…]».

Иллюстрациями к книге стали созданные художником серии графических работ «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны», основой для которых стали сделанные еще  в лагере зарисовки на случайных клочках бумаги, призванные передать стойкость, мужество  и героизм советских солдат-пленников Хорола.  В мемуарах Евгений Степанович писал: «[…] Сейчас я смотрю на лагерь, на людей, в том числе и на себя, как бы отойдя на расстояние, и осмысливаю значение происходящего для меня, для людей и для моей Родины […]Толпящиеся под обрывом и проходящие мимо заключенные непрестанно заглядывают в мою пещеру. Пилотки с опущенными бортами, натянутые на уши от холода и облегающие плотно головы узников, придают им какой-то странный, монументальный, не то древнеегипетский, не то древнеиндийский облик. Крупным планом, как на широком киноэкране, возникают самые разнообразные лица: одни худые,  с большими, ввалившимися, темными, как бы безглазыми орбитами, с глубокими тенями под четко вырисовывающимися скулами; другие одутловатые, болезненно-пухлые, с тестообразными голодными отеками; юные, бледные, почти прозрачные, и старые, мудрые, испещренные глубокими морщинами, заросшие седой щетиной; обветренные кирпично-красные, светлоглазые. С выгоревшими светлыми бровями и зеленовато-серые, землистые, чернобородые, с темными, без блеска глазами; спокойно грустные, печальные, тоскующе-скорбные, измученные и строгие, суровые, решительные, полные внутренней силы и мужества[…]

[…] Но здесь правда жизни выше всякого искусства. Какое бесчисленное количество характеров, народных типов! Какие бесконечно неповторимые состояния, чувства, настроения, мысли отражаются на лицах!

[…] И тут осенило: если мне удастся вырваться из фашистского плена, если мне суждено остаться после войны живым, я должен буду, как художник, в меру своих сил, рассказать об этих людях, о виденном, о пережитом.

Нащупав под шинелью, в кармане гимнастерки, теплый хрустящий пакетик писчей бумаги, вынимаю его. Нахожу в другом кармане химический карандаш и делаю первые наброски голов узников. Намечаю облики безвестных людей, худых, изможденных, с развернутыми и натянутыми на уши пилотками, с печатью глубоких раздумий на лицах[…]

Плохо слушается застывшая рука, вижу, что вышел я из формы как рисовальщик, но знаю, что эти беглые наброски будут мне очень нужны, они станут документами. Начинаю обдумывать и записывать темы будущих листов[…]

[…]Когда нет дождя, вынимаю пакетик бумаги и карандаш и делаю зарисовки и наброски к задуманной в «яме» серии.

Товарищи интересуются моей работой, ограждают от толчков, услужливо подставляют спину для того, чтобы я мог, положив на нее пакетик с бумагой, «работать с удобством».

- Рисуй, товарищ, рисуй! Нарисуй, чтобы люди после знали и не забыли, что с нами было! – слышу я одобрительные реплики[…]».

По рисункам из лагеря смерти впоследствии были созданы документальные фильмы «Листы скорби и гнева», «Они сказали смерти - нет» (1965 г.).

За героизм, проявленный в военные годы, Евгений Степанович Кобытев был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Возвратившись к мирной жизни, Е.С. Кобытев продолжил активную общественную и творческую деятельность, преподавал в Красноярском художественном училище, был главным художником города.

   Рисунок Е.С. Кобытева Рисунок Е.С. Кобытева Лист Е.С. Кобытева «Думы мои, думы…» Лист Е.С. Кобытева «Ненависть» Лист Е.С. Кобытева «Снова в строю» Лист Е.С. Кобытева «Старший конвоир Франц» Лист Е.С. Кобытева Лист Е.С. Кобытева на слова М.Ю. Лермонтова:  «Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно»

 

 

 

Алексей Яковлевич Климанов Алексей Яковлевич Климанов родился 29 февраля 1914 года в Красноярске. В 1932 году окончил изобразительную студию при рабочем клубе, затем работал художником-оформителем в Доме Красной армии. В 1939 году принимал участие в боевых действиях в Монголии в качестве санитара полевого передвижного госпиталя. 23 июня 1941 года начинающий художник был призван на фронт, в звании рядового 119-й стрелковой дивизии участвовал в боях под Москвой. 27 ноября 1941 года  близ Каширы художник получил тяжелое ранение, в результате которого потерял руку. После возвращения в Красноярск продолжил работу в товариществе «Художник» и создал свои первые серьезные произведения, принятые на выставки, – картины «Кладбище фашистских танков» и «Бои на улицах Сталинграда».  Алексей Яковлевич был награжден медалями «За победу над Германией  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 Картина А.Я. Климанова Картина А.Я. Климанова

 

 

 

Владимир Ильич Мешков. 1982 г. Удостоверение личности В.И. Мешкова. 1944 г.«Певец Севера» Владимир Ильич Мешков родился 15  августа 1919 г. в г. Сятро-Кассов Туруновского сельсовета Чебоксарского района ЧАССР в семье крестьянина-бедняка. В 1926 г. вместе с родителями переехал в Иркутскую область, в 1935 г. - в г. Красноярск. Окончил семь классов школы рабочей молодежи в с. Тура Эвенкийского национального округа в 1940 г. С июля 1943  по май 1946 гг. Владимир Ильич – военнослужащий Красной армии в 43-м автомобильном полку Ставки Верховного главнокомандования, затем дежурный по перевозкам в 6-й автомобильной бригаде Ставки Верховного главнокомандования, диспетчер 43-го автополка Ставки Верховного главнокомандования. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Михаил Никифорович Мишарин Михаил Никифорович Мишарин родился в 15 января 1922 года в Чите, в 1938 году окончил Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова.  С 1941 по 1942 годы Михаил Мишарин – курсант Новосибирского пехотного училища,  с 1942 года и до конца войны художник  воевал на 3-м Белорусском фронте командиром пулеметной роты в звании капитана. В 1945 году был тяжело ранен, после чего демобилизован.

За участие в Великой Отечественной войне М.Н. Мишарин был награжден медалями и орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени.

В первые послевоенные годы Михаил Никифорович Мишарин обращался к теме войны  - именно тогда художник создал картины «В прорыв», «Танки на марше», отражающие тяжесть фронтовых дорог. 

 Картина М.Н. Мишарина «Морской десант». 1967 г. Картина М.Н. Мишарина «Выход на исходный рубеж». 1968 г.

 

 

 

Андрей Геннадьевич Поздеев Андрей Геннадьевич Поздеев родился 27 сентября 1926 года в деревне Нижний Ингаш Канского района Красноярского края. В начале войны учился в школе фабрично-заводского обучения в Красноярске. На действительную военную службу Андрей Геннадьевич был призван в 1943 году, служил телефонистом в пушечном артиллерийском полку в Маньчжурии, на Курилах. За боевые заслуги художник был награжден медалью «За победу над Японией».

Свое неприятие войны, протест против насилия А. Поздеев выразил в послевоенном полотне «Война» - картине о бессмысленности и трагедии гибели тысяч людей, квинтэссенции страха, боли и ужаса, познанных человечеством и внимательным художником, ставшим не просто их свидетелем, но и непосредственным участником. Эхо войны слышно и в созданной художником серии «Женихи и невесты».

Ашот Акопович Партизпанян Ашот Акопович Партизпанян родился 25 сентября 1916 года в Армении. Будущий скульптор рано остался без родителей, воспитывался в детском доме, а затем был усыновлен семьей Партизпанян. В Ереване  Ашот Акопович недолго учился в электромеханическом техникуме, окончил художественное училище. В 1940 году  Партизпанян, участник ряда выставок и состоявшийся скульптор, переезжает в Москву. Оттуда в 1942 году был призван в армию, где до 1943 года работал в качестве художника в политическом отделе – рисовал плакаты, карикатуры на нацистских лидеров, лепил портреты советских вождей и героев. 15 июня 1943 года после нескольких безрезультатных просьб и рапортов об отправке на передовую, сбежал на фронт, служил десантником-автоматчиком. За участие в боях за освобождение деревни Кишкино во время Курской битвы был награжден медалью «За отвагу». Затем после двух ранений и контузий вынужден был оставить передовую, попал в госпиталь, после чего вновь вернулся в армию, но уже в качестве скульптора. За годы войны Ашот Акопович создал десятки карандашных портретов танкистов, разведчиков, партизан, ставших документами, свидетельствовавшими о народном подвиге и героизме. Впоследствии художник с болью вспоминал, что часто те, кто ему позировал, через несколько минут уходили в свой последний бой. Военная тема стала определяющей в творчестве скульптора – А. Партизпанян. С 1969 года работал в Красноярске,  рисовал портреты, лепил барельефы, бюсты Героев Советского Союза и советских военачальников.

 Фронтовой рисунок А.А. Партизпаняна Фронтовой рисунок А.А. Партизпаняна Работа А.А. Партизпаняна «Герой Советского Союза полковник В.Н. Пчелинцев» Работа А.А. Партизпаняна «Герой Советского Союза полковник И.А. Кибаль» Работа А.А. Партизпаняна «Герой Советсткого Союза В.Г. Клочков» Работа А.А. Партизпаняна «Маршал И.Х. Баграмян»

 

 

 

Николай Сергеевич Сальников Картина Н.С. Сальникова Картина Н.С. Сальникова График Николай Сергеевич Сальников, постоянно проживавший в Красноярском крае с 1946 года,  родился 6 декабря 1924 года в Краснодарском крае, в 1940 году поступил в Киевское художественное училище, но закончить его не успел из-за начавшейся войны. В  1942 году Николай Сергеевич был призван на действительную военную службу, в качестве стрелка 30-ой гвардейской дивизии 71-го стрелкового полка, участвовал в боях на Южном фронте.

    

***

Главное губительное воздействие войны в том, что вплотную, воочию подступившая массовая смерть становится обыденным явлением и порождает покорное согласие с нею.

В. Астафьев «Прокляты и убиты»

Иван Иванович Пантелеев Известный детский писатель Иван Иванович Пантелеев родился 8 июня 1924 года в деревне Мельничной Ирбейского района Красноярского края, сразу после окончания школы, по словам самого писателя, «порвал заявление в университет и тут же написал другое, в военкомат, с просьбой послать в маршевую роту».  С августа 1942 года и до конца войны  командир стрелкового отделения Пантелеев воевал на Карельском, 2- и 3-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Вены, Братиславы.

В статье «Думая о человечности» писатель делится фронтовыми впечатлениями: «[…]сам видел – в который раз уже! – как посреди карельской деревушки Пуску-Сельги солдаты первого батальона рыли братскую могилу, а рядом на земле в беспорядке – трупы убитых и добитых наших бойцов, зачастую обезображенных до неузнаваемости, с разваленными черепами, моих сверстников и моложе, не успевших познать любовь, не успевших ни разу побриться... А из леса все несли и несли убитых. Потом сосчитали – их оказалось семьдесят два, – стиснули зубы и запомнили навсегда тот равнодушно ясный июльский день. Да, на войне убивают – на то она и война, – но не добивают раненных воинов после боя – это противоестественно. Даже средневековые варвары были гуманнее, считали ниже своего достоинства поднимать оружие на поверженного...

Не одна сотня километров военных дорог пришлась на мою солдатскую долю, довольно повидал я смертей, сам не раз побывал на волосок от смерти, натерпелся войны, как говорится, по самую горловую косточку. Четыре десятка лет тому минуло, а ничто не забылось, нет-нет да и прокидываешься от сна среди ночи в холодном поту, и немо кричащим укором стоят перед глазами те семьдесят два моих сверстника, что навсегда остались в братской могиле посреди затаившейся меж карельских болот и лесов деревушки Пуску-Сельги. Не я виноват, что их первый батальон попал тогда в засаду, а все равно гложет изнутри чувство вины перед ними, не дает покоя, все чаще и чаще напоминает о том, какое ве­ликое счастье выпало мне не попасть в число двадцати миллионов человеческих жертв войны, а я, ошалев от этого счастья, непростительно забыл о тех, кто мог бы оказаться на моем месте, но не оказался, уступил право жить мне. И только честной книгой о войне смогу я как-то оправдаться перед ними[…].

Показательна запись в дневнике от 6 апреля 1946 года, сделанная во время службы писателя на Украине и демонстрирующая сложность возвращения с передовой, противоречие «мирной» и «военной» сторон писательской личности: «Вечером ходил в  библиотеку. Странное чувство овладевает мною, когда иду по городу, мне кажется, что я лишний среди разношерстной толпы солдат и гражданских обывателей, кажется, что все смотрят на мою солдатскую серую шинель, указывая пальцами. Я не стыжусь ее (шинели), но чувствую себя связанным по рукам и ногам, ведь в душе-то я гражданский житель, несмотря на то, что почти четыре года служу в армии. Нет, из меня не выйдет никогда военного человека, это я знаю точно и не стесняюсь своего признания в этом… даже возложенное на меня бремя старшины батареи я несу скрепя сердцем, а золотые погоны порождают лишь только скверные сны, и я боюсь их, как огня». Демобилизовался И.И. Пантелеев только в начале 1947 года.

О боях близ Вены Иван Иванович затем напишет в документальном рассказе «У Венского леса», но большую книгу о войне ему создать так и не удастся. После появления в печати положительных отзывов на сборник рассказов и очерков «Человек идет по степи», писатель начал работу над военным романом, однако, еще в самом ее начале отвлекся на написание небольшого детского рассказа, казалось, на одну-две недели, а получилось – на всю жизнь.

И.И. Пантелеев был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 Титульный лист неоконченного романа И. И. Пантелеева «Гвардии сержант» План  неоконченного романа И. И. Пантелеева «Гвардии сержант» 

 

 

 

Анатолий Иванович Чмыхало родился 24 декабря 1924 года в с. Вострово Алтайского края. После окончания средней школы и двух курсов юридического института в Алма-Ате был призван в армию, воевал на Южном фронте, где был ранен. Демобилизовался в 1943 году. Фронт для будущего писателя стал и школой мужества, и первым опытом жизни. Анатолий Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  После войны писатель жил в Абакане, с 1962 года – в Красноярске. Написанная Анатолием Ивановичем книга «Три весны» оказалась слишком правдивой для своего времени, в 1969 году тираж ее был полностью сожжен.

Иван Владимирович Уразов родился в 1925 году в селе Аношкино Воронежской области. В 1940 году семья переселилась в деревню Северная Александровка Канского района Красноярского края. Здесь Уразов окончил неполную среднюю школу. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала его дальнейшую учебу, и он пошел работать слесарем в пункт «Заготзерно» г. Канска. В январе 1943 года был призван в Красную армию. В составе гвардейской части он прошел боевой путь по фронтовым дорогам Восточной Пруссии, Польши, Германии, Чехословакии. После победы продолжал боевую службу в группе советских войск в Германии до мая 1949 года. Демобилизовавшись из рядов Красной армии, приехал в Красноярск. В 1978 году Иван Владимирович издал повесть «Юность моя фронтовая», впоследствии дополнявшуюся автором и в последний раз переизданную в  этом году.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года. Детские годы Виктора Петровича прошли в селе Овсянка, в Игарском детдоме.  Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, с весны 1943 года воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. За боевые заслуги В. Астафьев получил орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «За освобождение Польши». 

В год 35-летия Победы писатель вспоминал: «Самый памятный и самый страшный бой произошел при мне в последнюю ночь разгрома Корсунь-Шевченковской группировки. Может, оттого, что бой происходил ночью, во время снежной бури, может, оттого, что к этой поре во мне уже была утолена в какой-то мере жажда мести, не было уже ни торжества, ни злорадства, ибо добивали мы уже не войско, а полуобезумевшее стадо. Из них до своих добралось только 250 немцев, и почти все они были умалишенные или сошли с ума вскоре и умерли. Впоследствии изобразил этот ночной бой в повести «Пастух и пастушка», так как видел и ощущал его, отчетливо уже сознавая, что гуманист, тем более писатель, не имеет права кричать: «Убей!».

Победу я встретил в резервном полку, в городе Ровно, куда попал после госпиталя. В момент, когда объявили по радио великую весть, я стоял у ворот казармы на посту и выпалил всю обойму из винтовки. Это был мой салют. Мирную жизнь начинал на Урале, в городе Чусовом, куда приехал с женой, уроженкой этого города. Начинал с заботы о куске хлеба и уголке для жилья, ибо гражданскую профессию потерял, здоровье тоже, образования не было. Словом, как и все мои друзья-окопники, входил в послевоенную жизнь трудно.[…]

Войны в своем творчестве я коснулся лишь краешком, все боялся неумением оскорбить память павших и живых. В дальнейшем мне хотелось бы написать о самом тяжком, что было на войне, - о ее быте, о бытии в окопах».

На вопрос, почему писатель долгие годы избегал военной темы в своих произведениях, Виктор Петрович отвечал: «Посмотрите, если верить иным романам, повестям и рассказам, кто выиграл войну? Журналисты, артисты, пионеры и пленные. Конечно, многие из этих людей заслуживают нашей благодарности, но где же солдат? А чтобы о нем писать, надо знать окопную правду. Эта тема помимо знаний требует величайшей ответственности, величайшей достоверности».  Именно «окопной правде», без прикрас и героизации посвятил Астафьев свой снискавший неоднозначные оценки, но оказавшийся актуальным и в своем роде уникальным  роман «Прокляты и убиты».

К.Н. Шней-Красиков среди участников боев на о. Даманском. Июнь 1969 г.  Константин Николаевич Шней-Красиков родился 23 апреля 1916 года в Петрограде. В 1929 году вместе с семьей переехал в деревню Алексеевка Малиновского сельсовета Канского округа Сибирского края. После окончания школы крестьянской молодежи в Агинском Шней-Красиков работал заместителем председателя колхоза, районным пионерработником, учился в коммунистическом вузе на пропагандистском отделении. С 1935 года работал в органах НКВД, с 1936 года - военным инспектором областного отдела народного образования, затем преподавал в Иркутском институте усовершенствования учителей. В армию Константин Николаевич был призван 21 июля 1941 года и назначен комиссаром 79-го отдельного батальона, служил пропагандистом полка. После окончания войны работал армейским лектором до увольнения в запас и перехода на творческую работу в 1962 году.

 Журналист, писатель Ивана Николаевича Бывших родился 15 октября 1924 года в селе Поначево Курагинского района Красноярского края. Участник войны, сначала рядовой, затем разведчик, переводчик 210-го полка 82-й стрелковой дивизии. После войны работал переводчиком, комендантом населенных пунктов в Германии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу». В предисловии к первой книге своих воспоминаний, составивших, в конечном счете, несколько томов, Иван Николаевич писал: «Еще находясь на фронте, я знал, что если я останусь живым, то обязательно напишу свои военные мемуары. Я считал и считаю сейчас, что мне есть, что рассказать своим сверстникам, родным, близким и, конечно, своим потомкам. Поэтому во время войны я посылал домой не только короткие, так сказать, рядовые письма, но и объемистые письма-отчеты с подробным описанием отдельных боев и сражений, часто с приложением схем и кроков. И такие письма доходили, не все, но большинство из них».

Среди произведений Ивана Николаевича - изданная Красноярским книжным издательством в 1986 году повесть  «Войны последние версты», базирующаяся на широкой документальной основе – материалах Центрального архива Министерства обороны СССР, воспоминаниях боевых товарищей, личных записях автора.

 Фрагмент рукописи военных мемуаров И.Н. Бывших Начало рукописи документальной повести И. Н. Бывших «Разведчики»

В творчестве художников-фронтовиков война представала по-разному, но для каждого из них она стала не просто частью биографии, многолетней темой для творчества, но и источником вдохновения, стимулом для познания себя и искусства, результатом которого стали целые серии очень разных,  известных и иногда совсем забытых работ о сибиряках и Сибири, о России, о мире и месте человека в нем.

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК» С.В. Кухта

 

список статей