Енисейская епархия на рубеже XIX-XX вв.

 

Енисейская епархия Русской православной церкви была учреждена 25 мая 1861 г. путем разделения Томской епархии. В состав новой епархии вошли приходы, расположенные на территории Енисейской губернии.

В конце XIX – начале XX вв. управление Енисейской епархией осуществлялось епархиальным архиереем и духовной консисторией, состоящей из четырех членов. При епархиальном архиерее действовала канцелярия, в которую входили секретарь, четыре столоначальника, казначей, регистратор, архивариус и писцы.

Округа (позже уезды) Енисейской губернии были разделены на особые церковно-административные единицы – благочиния. Благочиний было немного, три-четыре в каждом округе. В 1871 г. территория Красноярского, Ачинского, Енисейского и Канского округов подразделялась на три благочиния, а территория Минусинского округа на четыре.

Во главе каждого благочиния стоял благочинный. Благочинные надзирали за церквями и духовенством вверенного им благочиния, наблюдали за церковно-приходскими школами и ведением Закона Божьего в обычных школах. Два раза в год благочинный должен был объезжать свой участок и проверять состояние церковных зданий, сохранность церковного имущества, всю церковную документацию - метрики, росписи, брачные обыски, приходо-расходные и строительные книги; соблюдение духовенством принятых норм, отношение духовенства к своим пастырским обязанностям. При выявлении непорядков благочинный принимал меры к их устранению, а о более важных случаях сообщал епархиальным властям. В конце года благочинный составлял для епархиального архиерея подробный отчет о своих действиях и о состоянии церквей и причта.

Кроме того благочинный  исполнял и особые поручения епархиального начальства. Например, в 1885 г. епархиальный архиерей распорядился, чтобы благочинные усилили преподавание Закона Божия в школах, вели, по возможности, во всех приходах собеседования о предметах веры и благочестия христианского, пополняли церковные библиотеки книгами для чтения, принимали меры к приведению в порядок продажи свеч при церквях и тем самым увеличивали свечную прибыльную сумму, состояние которой за последние годы стало значительно уменьшаться.

Благочинный и другие должностные лица благочиния (духовник, помощник духовника и др.) избирались на съезде духовенства благочиния. В съездах участвовали представители всего духовенства от священников до псаломщиков. Кто не мог присутствовать, передавал, свои голоса другим. Первоначально проходили выборы кандидатов на должности. Получившие высшие баллы кандидаты участвовали в следующем голосовании. Протоколы выборов утверждались епархиальным архиереем. Избранные давали присягу, в которой приносили обязательство «согласно с церковными правилами, уставами, предписаниями и наставлениями начальства в совершенном ему послушании и вести себя благовейно, честно, воздержно и не корыстолюбиво, при уверенности, что поступки служителя церкви, причиняя более соблазна в обществе, нежели поступки мирянина, по справедливости подлежат более строгому взысканию».

В свою очередь благочиния делились на церковные приходы. Приходы отличались друг от друга протяженностью территории, количеством прихожан, финансовыми возможностями. При этом главным для любого прихода была возможность прихожанам посещать приходскую церковь. Поэтому часто границы приходов не совпадали с границами волостей. Но в условиях больших неосвоенных пространств Сибири, даже при компактном приходском делении, некоторые населенные пункты были оторваны от приходских центров, особенно на севере Енисейской губернии. Проблема решалась или выделением новых приходов, или путем открытия часовен.

Верующие деревень, находящихся вдали от церквей, по воскресным и праздничным дням собирались в часовнях для молитвы. В них же происходило чтение книг, в основном религиозного содержания, для чего во многих деревнях имелись чтецы, состоящие под пристальным надзором приходского духовенства. Часовни использовались и приходским духовенством – в них проходила служба, когда в деревню приезжал священник, прихожане приходили к исповеди и святому причастию, деревенские дети обучались молитвам. Епархиальные власти понимали пользу часовен и удовлетворяли прошения об их открытии. В 1885 г. в Енисейской губернии действовали 224 церкви  и 218 часовен.

Особенно интенсивно новые приходы начинают открываться в начале XX века, когда в результате переселенческой политики население губернии резко возросло. При этом активную роль в открытии новых приходов играло само население. С начало этот вопрос обсуждался на сельском сходе, а потом уже решался епархиальными властями.

Приходские священники были важнейшим звеном епархиального управления. Именно они напрямую общались с населением, знали его жизнь, в той или иной степени влияли на него. Теснейшим образом деятельность приходского, особенно сельского духовенства пересекалась с деятельностью местной гражданской администрации. Ведь кроме богослужения и надзора за христианским поведением прихожан в ведении приходского духовенства находилась регистрация актов гражданского состояния – рождения, сочетания браком, смерти. В ведении церкви находилось решение вопросов, связанных с разводами. Частично приходское духовенство оказывало влияние на образование и культуру. В тех приходах, где не действовали министерские (государственные) школы, открывались церковно-приходские, а практически при каждой церкви существовали библиотеки. В них находилась литература не только духового содержания. Так, при церквях одного из благочиний в библиотеках состояло: 20 книг Священного писания, 47 книг писаний святых отцов, 70 книг богословского содержания, 124 книги поучительного содержания, 62 книги исторического содержания, 63 книги разного содержания, что составило 386 томов. Выписывались и периодические издания: «Воскресное чтение» - 8 экземпляров, «Христианское чтение» - 427 экземпляров, «Православный собеседник» - 12 экземпляров, «Духовная беседа» - 45 экземпляров, «Руководство для сельских пастырей» -123 экземпляра, «Странник» - 239 экземпляров, «Православное обозрение» - 22 экземпляра, «Творения Святых Отцов» - 246 экземпляров, «Дух христианина» - 6 экземпляров, «Иркутские епархиальные ведомости» - 52 экземпляра, «Современный листок» - 2 экземпляра.       

На рубеже XIX-XX  вв. в Енисейской губернии действовали несколько монастырей: Троицкий мужской монастырь в Туруханске, Спасский мужской и Иверский женский монастыри в Енисейске, Успенский мужской монастырь в г. Красноярске. При монастырях также находились учебные заведения. Так, с 1873 г. при Енисейском женском монастыре действовало девичье училище. Училище помещалось в корпусе настоятельницы монастыря в двух чистых и просторных и одной небольшой комнатах. Персонал состоял из начальницы училища, трех преподавательниц  – девиц духовного звания, окончивших курс в этом же училище, и казначеи. В училище обучались как ученицы духовного звания, так и других сословий. Предметами обучения были Закон Божий, русский язык, арифметика, география, русская история, чистописание, изучение старославянского, пение.

 

В.В. Чернышов,
ведущий архивист
КГКУ «ГАКК».

список статей


Март, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Анонс