25 мая (ст.ст.) 1861 г. – образована Енисейская епархия

 

Вопрос об учреждении епархии на берегах Енисея имеет двухвековую историю. Впервые он был поставлен на Московском соборе 1681 г. В это время огромные пространства Сибири входили в состав единственной право-славной епархии с центром в г. Тобольске. Удаленность приходов от епархи-ального центра порождала множество различных проблем и мешала проти-водействовать развивавшемуся в Сибири расколу. Поэтому по проекту царя Федора Алексеевича отцы собора постановили учредить новую архиеписко-пию в г. Енисейске. По материальным соображениям это решение Собора не было проведено в жизнь, и территория Приенисейского края по прежнему входила в Сибирскую (Тобольскую) епархию.

В дальнейшем при создании новых епархий в Сибири власти уже не возвращались к этой идее. С открытием новых сибирских епархий Приени-сейский регион был сначала поделен между Тобольской и Иркутской (откры-та в 1727 г.) епархиями, затем весь отошел к Иркутской, а с 1834 года вошел в состав Томской епархии, образованной в 1832 г. Примечательно, что епи-скоп последней именовался Томский и Енисейский. И именно Томская епар-хиальная власть в лице епископа Афанасия в 40-е годы XIX в. снова постави-ла вопрос о выделении приходов Енисейской губернии в самостоятельную епархию.

Дело в том, что Томская епархия включала в себя две губернии - Том-скую и Енисейскую, и одну область – Семипалатинскую. Это была огромная территория, где расстояние между крайними церквями в длину составляло 5000 верст и в ширину 1600 верст. Разрозненность церквей и приходов на та-ких больших пространствах мешала епархиальному архиерею осуществлять эффективный надзор за деятельностью духовенства и поведением паствы. Кроме того, в епархии проживало 20 тысяч раскольников и 150 тысяч языч-ников из местных народов, а противодействие первым и  распространение православия среди вторых были  главнейшими задачами епархиальных вла-стей.

Идея разделить Томскую епархию нашла поддержку и у генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, который считал нужным учредить в Енисейской губернии особую епархию, а архиерейскую кафедру основать в Красноярске, так как этот город губернский, к тому же он многолюднее других городов губернии и удобно расположен. По мнению Н.Н. Муравьева-Амурского, в пользу Красноярска говорил и тот факт, что в нем располагалось гражданское управление, строился собор, который мог быть кафедральным. К тому же назначение кафедры в Красноярске могло со-действовать упрощению и облегчению взаимоотношений между духовным и гражданским начальством.

В 1861 г. Святейший Синод подготовил доклад о целесообразности разделения Томской епархии и выделении из неё территории Енисейской гу-бернии. 25 мая (ст. ст.) 1861 г. доклад Синода об учреждении Енисейской епархии был высочайше утвержден.

Центральной фигурой управления епархией православной церкви был епархиальный архиерей – архиепископ или епископ. Он был главным адми-нистратором, судьей, священнослужителем, издавал инструкции для епархи-альных учреждений и должностных лиц, мог направлять в Святейший Синод свои представления о необходимости изменения законодательства и правил, касающихся церкви. Поэтому организация органов управления новой епар-хии началась после назначения 18 сентября 1861 г. епископа Енисейского и Красноярского. Им стал преосвященный Никодим (Никита Иванович Казан-цев).

Одним из органов епархиального управления, который предстояло ор-ганизовать новому епископу, было коллегиальное учреждение по управле-нию епархией - духовная консистория. Духовные консистории в разных епархиях состояли, как правило, из 5-7 (а иногда и более) членов, избирав-шихся из числа архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев, свя-щенников и утверждавшихся по представлению архиерея Синодом. В таком же порядке члены консистории увольнялись. Для производства дел при кон-систории состояла особая канцелярия. Ее возглавлял светский чиновник-секретарь, назначаемый и увольняемый Синодом по предложению обер-прокурора. Секретарь консистории подчинялся как епархиальному архиерею, так и обер-прокурору Синода, все предписания которого он обязан был не-укоснительно исполнять. Вместе с архиереем консистории получали указы от Синода, составляли предварительные решения по всем церковным делам епархии и представляли свои протоколы на утверждение архиерея (при этом он не обязан был сам присутствовать в консистории). В случае несогласия архиерея с мнением консистории в исполнение приводилась резолюция ар-хиерея.

8 января 1862 г. Енисейская духовная консистория была открыта. В тот же день епископ Никодим утвердил построенный в 1861 г. Красноярский Бо-городице-Рождественский собор как кафедральный собор.

Образование Енисейской епархии - заметное событие в истории Ени-сейской губернии. Создание на её территории нового центра власти – власти духовной, укрепило не только православие в этом регионе, но и авторитет власти светской и существенно повысило статус губернии как важнейшего административного и социально-культурного региона Сибири.    

 

В.В. Чернышов,
ведущий архивист
КГБУ «ГАКК»

список статей


Март, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Анонс