1891 г. Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

В конце 1886 г. на совещании комитета министров Российской империи была признана необходимость строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Европейскую Россию с портом Владивосток. В 1887 г. эту идею поддержал император Александр III. В том же году начались изыскательские работы для определения основных направлений железнодорожной линии и приблизительной стоимости постройки будущей магистрали. Для ведения изысканий были сформированы Среднесибирская, Забайкальская, Уссурийская экспедиции.

В начале 1891 г. началось само строительство дороги, которое одновременно велось с двух направлений - с запада (от железнодорожной станции Челябинск) и с востока (от Владивостока). Официальным началом строительства магистрали считается 19 (31) мая 1891 г., когда на закладке участка пути под Владивостоком, в местности Куперовская падь, присутствовал цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II).

Несмотря на то, что работы производились практически вручную, строительство магистрали было осуществлено в короткий по тем временам срок. В 1903 г. было уже установлено регулярное сообщение из Санкт-Петербурга до Владивостока и Порт-Артура. По отдельным направлениям работы продолжались до 1916 г.

   Центральная часть Транссибирской магистрали прошла по территории Енисейской губернии. Еще в 1887 г. члены Красноярской городской думы, узнав о решении построить магистраль и начале изыскательских работ на участке Томск – Красноярск, писали иркутскому генерал-губернатору А.П. Игнатьеву «…это решение и … быстрое его осуществление произвели на г. Красноярск необычайно сильное и вместе необычайно отрадное впечатление. Железная дорога в Сибири – это та сила, отсутствие которой не дозволяло Сибири быть тем, чем она должна быть по своим естественным условиям…». 

К декабрю 1895 г. были закончены работы на участке станция Обь (вблизи поселка Новониколаевск – ныне Новосибирск) - Красноярск и 6 декабря 1895 г. красноярцы встретили первый поезд. Поезд прибыл в 3 часа дня. Вокзал был празднично украшен зеленью, надписями, флагами. Играл военный оркестр. На торжество собрались тысячи горожан. Появление поезда было встречено хлебом-солью и громогласным «Ура». 

А в зимний полдень 16 февраля 1897 года на станцию Заозерная (восточнее Красноярска) прибыл первый поезд с востока. Это был товарно-пассажирский поезд № 4. В его составе находились багажный, почтовый, арестантский вагоны, пассажирский вагон, разделенный на первый и второй классы, и два вагона третьего класса. С открытия станции Заозерная началось регулярное пассажирское движение на участке между станциями Красноярск (правый берег Енисея) - Канск. Ходили поезда из Канска по средам, пятницам, воскресеньям, обратно по вторникам, четвергам и субботам. Однако отсутствие железнодорожного моста через Енисей делило Транссибирскую магистраль на две части.

  30 августа 1896 г. такой мост был заложен в районе Красноярска. Строительство моста осуществлялось под руководством  инженера-механика Е.К. Кнорре. Автором проекта был профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков, получивший в 1900 г. на Всемирной Парижской выставке золотую медаль за этот проект. Мост протяженностью около километра был установлен на пяти речных и двух береговых быках и двух устоях. Все его фермы (шесть главных и две береговых) были сделаны из листового железа. Открытие моста состоялось 28 марта 1899 г. 

Строительство Транссибирской магистрали оказало существенное влияние на экономическую и социальную жизнь региона. На всем протяжении железной дороги создавались железнодорожные станции, из которых позже вырастали новые крупные промышленные населенные пункты. Потребность в большом количестве специалистов, связанных с железной дорогой - путевых сторожей, стрелочников, сцепщиков вагонов, кондукторов, проводников, ремонтных рабочих, кочегаров, а также рабочих железнодорожных мастерских - вызвало приток переселенцев из Европейской России. При этом свободные вакансии заполнялись и местными уроженцами – крестьянами, ссыльными, представителями городского населения.   

Центральным пунктом Средне-Сибирской железной дороги стал город Красноярск. В городе создаются крупнейшие предприятия Сибири того времени – депо и Главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, электромеханического и токарного цехов. В 1898 г. на них уже работает 2000 рабочих. С увеличением числа рабочих и служащих, живущих в Красноярске, происходит расширение города - пустыри около линии железной дороги в районе Красноярска заселяются и появляются новые городские районы: Николаевская и Алексеевская слободы.
  

В.В. Чернышов
ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»

список статей

Решаем вместе
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Октябрь, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонс