4 апреля 2014 г. состоялось открытие выставки «Край, устремленный в будущее»

4 апреля 2014 г. в читальном зале КГКУ «Государственный архив Красноярского края» по адресу: ул. Робеспьера, 4, в рамках праздничных мероприятий, посвященных 80-летию со дня образования Красноярского края, состоялась презентация выставки «Край, устремленный в будущее». На открытие выставки были приглашены краеведы, историки, а также сотрудники Государственного архива Красноярского края.

На выставке представлены архивные документы и фотографии, отражающие особенности становления и развития Красноярского края в целом, а также отдельных районов и городов, входящих в состав региона. Материалы выставки размещены по систематическому принципу и освещают развитие и особенности центральной группы районов Красноярского края, а также северных, южных, восточных и западных групп.

7 декабря 1934 г. Постановлением президиума ВЦИК вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краёв был образован Красноярский край. В его состав вошли 31 район, Хакасская национальная область и два национальных округа (Таймырский и Эвенкийский). Центром Красноярского края стал город Красноярск. Население края на 1934 год составляло примерно 1 млн. 710 тыс. человек. В Красноярске сосредоточивалось около 50 предприятий. В валовой продукции края он занимал примерно 23%. Основными, ведущими отраслями были производства, обслуживающие транспорт, деревообработка и лёгкая промышленность.

Интересна заметка, опубликованная в «Красноярском комсомольце» за 1958 год, в которой говорится о том, что в Красноярском крае находится 34% всех запасов угля СССР, запасы железных руд составляют 70% балансовых запасов этих руд в Сибири.

До организации Красноярского края Красноярск был районным центром, мало отличавшимся от остальных городов Сибири, имевших районное значение. С образованием Красноярского края стали ставиться большие задачи по благоустройству города, которые должны были решаться за счёт местных материалов.

Что касается промышленности города, то в 1935 году началось строительство целлюлозно-бумажного комбината, в 1936 году – Красноярской ТЭЦ, и в этом же году был построен завод-гигант того времени – завод им. Ворошилова (нынешний Красноярский машиностроительный завод).

С началом Великой Отечественной войны в Красноярском крае начался новый период развития промышленности, так как из-за военных действий в наш край было эвакуировано 22 завода и предприятия, которые были размещены на базе уже имевшихся в крае. Выпускаемая промышленностью города продукция за первое полугодие 1943 года возросла в 5,5 раз по сравнению с первым полугодием 1941 года, в том числе продукция оборонных предприятий составила 83,7% от всей промышленности города.

Говоря о таком росте промышленности краевого центра, трудно представить, что в городе до сих пор не было моста, который соединял бы правый и левый берега Енисея. Мост был построен лишь в 1961 году. В 1964 году был построен Красноярский алюминиевый завод на окраине города. Лицо города многие годы определяла Красноярская судостроительная верфь, основанная еще в 1929 году. На выставке представлена справка об одном из старейших предприятий нашего города. Также необходимо упомянуть о нашем прекрасном заповеднике «Столбы». На выставке представлены фотографии и документы о нём.

Далее выставку продолжают документы и фотографии, посвящённые строительству Красноярской ГЭС и городу Дивногорску. Дивногорск был образован как временный посёлок для гидростроителей, а проект Красноярской ГЭС был по-своему уникален. О первоочередном строительстве этой ГЭС докладывали на самом высоком государственном уровне именитые гидростроители. Строительство Красноярской ГЭС неразрывно связано с именем Андрея Ефимовича Бочкина.

На выставке представлены также документы и фотографии ещё о двух соседях Красноярска – это закрытый город Железногорск, в котором находятся два предприятия, имеющих огромное значение для Красноярского края («Научно-производственное объединение прикладной механики» и Горно-химический комбинат) и город Сосновоборск, который был основан в 1971 году как рабочий посёлок в связи со строительством в районе Красноярска крупнейшего завода прицепной техники для автомобилей КамАЗ.

Значение промышленных предприятий, находящихся на севере нашего края трудно переоценить. Развитие северных территорий Красноярского края представлено на выставке материалами о строительстве Норильского горно-металлургического комбината, о городе Норильске, Надеждинском металлургическом заводе, Норильской обогатительной фабрике, Норильском цементном и известковом заводах, железной дороге Норильск-Дудинка, об освоении Талнахского месторождения медно-никелевых руд и увеличении производства меди, никеля, кобальта и драгоценных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате. На выставке также представлены материалы, рассказывающие об ударной комсомольской стройке Богучанской ГЭС, Хантайской, Курейской ГЭС, а также о городах Дудинка и Игарка, которые являются крупными морскими портами и играют большую роль в развитии промышленности края.

В экспозиции представлены материалы по истории развития и повседневной жизни восточных районов края.  Документы показывают, как на эти территории вторгается новая индустриальная жизнь, появляются новые населенные пункты (г. Зеленогорск), преобразуются и расширяются старые – Ирша, Бородино, Канск. 

Своим появлением на секретной карте мира Зеленогорск был обязан решению правительства СССР о строительстве в Рыбинском районе Красноярского края завода по производству оружейного урана. Сегодня он по-прежнему остается закрытым городом. Космонавтика стала делом жизни многих поколений горожан.  На выставке представлены документы, рассказывающие о создании города, развитии его инфраструктуры, направлениях производственной деятельности. 

Комплекс документов и материалов рассказывает о городе Канске. К моменту создания Красноярского края  этот город являлся крупнейшим городским поселением на востоке территории. Основными занятиями жителей являлись земледелие и скотоводство, фабрично-заводская промышленность была развита слабо.  На стенде  представлены документы, показывающие промышленное развитие города в 1930-е годы. По разным данным к 1940 году на территории Канска находилось около 28 предприятий, которые производили разнообразную продукцию. К середине 1960-х годов город давал 9% валовой продукции промышленности, производимой в Красноярском экономическом районе. В Канске работали крупнейшие в Сибири хлопчатобумажный комбинат, кожевенный, гидролизный, литейно-механический заводы. В 1972 году была разработана схема генерального плана северно-западного промышленного узла, Канск  становится его центром. В состав промышленного узла было включено 8 предприятий (заводы хромовых кож и первичной обработки кожевенного сырья, мясокомбинат, заводы легких металлоконструкций и бытовой химии). 

На востоке нашего края также находятся таежные Нижнеингашский, Иланский и Канский районы, распложенные в предгорьях Саян Абанский, Дзержинский, Партизанский, Ирбейский районы. Они отличаются резко континентальным климатом с суровой зимой и жарким летом.  Территории их труднодоступны и мало пригодны для земледелия. Тем более вызывает уважение стремление жителей этих регионов осваивать из века в век сельскохозяйственные угодья, производить продукты животноводства и птицеводства. На выставке представлены документы, рассказывающие о  передовых агрокомплексах, об открытии мясо- и молокоперерабатывающих предприятий. Представлены фотографии передовиков.

Буквально взорвало традиционное развитие региона строительство дороги Абакан-Тайшет. «Трасса мужества»  - как ее называют, проектировалась в сложные военные годы изыскателями Кошурниковым, Журавлевым и Стофато, а была построена намного позднее и совсем в другом направлении в 1959-1965 годах на территории Красноярского края, частично Республики Хакасия и Иркутской области. Она является продолжением железной дороги Новокузнецк – Абакан, построенной в 1949-1950 годах. Как показывают представленные документы и фотографии строительство дороги Абакан – Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, на строительство дороги прибывали молодые люди со всего СССР.

Документы свидетельствуют, что строительство трассы Абакан-Тайшет проходило в горно-таежной местности высшей категории трудности с очень тяжелыми климатическими условиями. Объем земляных работ на линии «Абакан-Тайшет» был такой же, как и при строительстве Братской ГЭС. На каждый километр дороги приходилось 63 тыс. м3 земляных работ - вдвое больше средней нормы. Из-за сложности трассы на ней было выделено 311 участков индивидуального проектирования.

Еще одно грандиозное строительство – Ирша-Бородинский угольный разрез. Как свидетельствуют документы, добыча угля на разрезе «Бородинский» началась в 1950 г. С этого началось освоение Канско-Ачинского угольного бассейна – одного из самых больших угольных бассейнов в России. С принятием в 1987 году постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса» разрез вошел в КАТЭК. Добыча угля на разрезе возросла. В начале 80-х годов разрез «Бородинский» добывал 19 млн. т. угля, а к 1991 году был достигнут максимальный уровень добычи угля – 30 млн. тонн в год.

Группа районов, разместившихся к западу от краевого центра, поражает разнообразием ландшафтов, туристических возможностей и хозяйственной специализации. Рядом с промышленными гигантами Назарова, Ачинска и Шарыпова расположились лучшие курортные зоны края.

Центром региона является город Ачинск. Город, благодаря своему расположению на перекресте дорог, быстро перешел из разряда военных городков в купеческое «сословие», а с появлением Транссиба началось промышленное развитие города. Статус «индустриального» появился у города в послевоенные годы вместе со строительством крупнейшего в стране глиноземного комбината. Развитие промышленности «довершило» появление еще одного завода –  нефтеперерабатывающего. Два этих гиганта являются основными градообразующими предприятиями. На выставке представлен ряд документов по истории города и его развития.

Социально-экономическое положение западного промышленного района определяют еще два города – Назарово и Шарыпово. На выставке представлены документы о промышленном освоении залежей бурных углей. Их добыча началась в 1947 году, а в 1955–1961 годы была построена Назаровская ГРЭС. Большая часть населения и сегодня работает на Назаровском и Сереульском разрезах. Кроме того, Назарово – центр крупного агропромышленного комплекса, простроенного еще в советское время при директоре Назаровского совхоза А.Ф. Вепреве.     

Далее в экспозиции представлен город Шарыпово. Он в 1980-е годы являлся центром КАТЭКа. В 1981 году Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации село получило статус города. КАТЭК стал последней Всесоюзной ударной комсомольской стройкой бывшего СССР. Люди приезжали сюда со всех концов страны по собственному желанию, в том числе большая часть - в составе ударных комсомольских строительных отрядов. В результате с 1981 по 1988 годы в городе были построены шесть микрорайонов, школы, больницы, детские сады, библиотеки, поликлиника, два крупных торговых центра, благоустроен и озеленен проспект Энергетиков со сквером Победы.

На последнем стенде представлены материалы по южной группе районов. Эту территорию нередко называют Сибирской Италией. Люди селились в благодатном южном климате издревле. Здесь активно выращивались зерновые культуры, овощи и фрукты (яблоки, арбузы и др.), отсюда они  поставлялись по всему Приенисейскому краю и в другие сибирские губернии. И в настоящее время регион является житницей края.

Районный центр – город Минусинск, получивший название от реки Минуса («мини ус» — «моя река»). Это поселение было основано в 1739 году, а статус города присвоен в конце XIX в., когда здесь появились каменные строения: собор Спаса Преображения, краеведческий музей им. Н. Мартьянова, театр, телеграф, почта, библиотека, дома купцов и золотопромышленников.

Город сохранял свой патриархальной уклад жизни вплоть до конца 1960-х годов, чем и объясняется запечатленная на фотографиях 1962 года хорошая сохранность зданий и исторической застройки площади. Серьезные изменения в городской жизни и в облике города появляются только в 1970-е годы, когда начинается промышленное освоение территории юга Красноярского края. Строительство железной дороги Абакан-Тайшет (1957-1965), прошедшей в 12 км от городской черты, внесло первые коррективы в дальнейшее развитие города, далее в начале 1960-х годов разрабатывается схема Абакано-Минусинского промышленного района и ГП города, где Минусинск рассматривается как поселение с большими перспективами. В городе намечалось образование сразу трех промышленных районов: восточного, южного и юго-западного, с размещением целого ряда новых предприятии. На фотографиях и в документах рассказывается о строительстве электромеханического комплекса, открытии перчаточной фабрики.

В заключении презентации  выставки «Край, устремлённый в будущее» посетителям экспозиции были показаны документы из кинофонда КГКУ «ГАКК»: о пуске Ачинского нефтеперерабатывающего завода с кадрами города Ачинска; о строительстве Богучанской и Курейской ГЭС; документальный фильм «КАТЭК – биография продолжается»; фрагмент из документального фильма «Благословляю новоселье» о планировке городов Дивногорска, Норильска, Сосновоборска с комментариями заслуженного архитектора Е.А. Зубковского; документальный фильм «Самый северный город» – о городе Норильске, особенностях жизни в этом городе.

По вопросам организации экскурсии по выставке «Край, устремлённый в будущее» обращаться по телефону: 227-67-14 (начальник отдела использования и публикации документов Мирошникова Татьяна Ивановна).

 

 

                                                                                                         Ведущие архивисты КГКУ «ГАКК»

                                                                                                         А.П. Дворецкая

                                                                                                         К.Ю. Липатова

 


 

 

 

 

 

 

список новостей