Обзор личного фонда писателя Н.С. Устиновича

На хранении в Государственном архиве Красноярского края находится личный фонд писателя Устиновича Николая Станиславовича, в состав которого вошли документы о личной и общественной жизни писателя, рукописи, машинописные тексты его произведений, отзывы о его творчестве, а также материалы различной тематики.

В своей автобиографии Н.С. Устинович пишет, что родился он 18 мая 1912 года в д. Горелый Борок Нижнеингашского района Красноярского края. Родители его были переселенцами из Витебской губернии. Учился сначала в сельской школе, после – в железнодорожном поселке Иланском Красноярского края. Литературным творчеством Устинович стал заниматься еще в 1930 году, тогда в московской «Охотничьей газете» был напечатан его первый рассказ. В 1931 году, закончив семь классов школы, завербовался на авиастроительство в г. Хабаровске, где работал землекопом, табельщиком и начальником канцелярии до 1933 года. Вскоре на стройке открылась многотиражная газета, и Н.С. Устиновича перевели на работу в редакцию. В 1933 году Устинович уехал на рудник Балей Читинской области, где стал работать литературным сотрудником в газете «Забой». Работая там, Николай Станиславович часто печатал рассказы в краевых газетах. В 1937 году Устинович переехал в Иркутск, где стал работать заведующим литературным отделом газеты «Восточно-Сибирский комсомол». В августе 1937 года Устинович Н.С. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, и постановлением Особого совещания при НКВД СССР осужден на 10 лет заключения. В ноябре 1942 года в связи с частичным расформированием Унженского лагеря Горьковской области был досрочно освобожден из мест заключения, впоследствии был реабилитирован.

В 1943 году Н.С. Устинович вернулся в Красноярский край и с июля стал работать в газете «Красноярский рабочий», где работал в сельхозотделе специальным корреспондентом, затем литературным консультантом. В 1949 году уволился из редакции в связи с переходом на творческую работу.

В 1944 году Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на лучшую художественную книгу для детей. Н.С. Устинович представил на конкурс сборники небольших рассказов-миниатюр, знакомящих юных читателей с природой, растительным и животным миром Сибири, – «Аромат земли» и «Лесная жизнь». Оба сборника были отмечены поощрительной премией. «Лесная жизнь» в том же году была издана в Москве.

В 1946 году Н.С. Устинович был принят в члены Союза писателей СССР. Дважды избирался ответственным секретарем Красноярского отделения писателей с 1958 по 1962 годы. С 1943 по 1962 годы Устинович издал (с переизданиями) 45 книг общим тиражом 988 500 экземпляров. Отдельные книги переиздавались в Китае, Болгарии, Чехословакии и ГДР.

Бо́льшую часть документов личного фонда Н.С. Устиновича составляют его произведения в виде рукописей, машинописных текстов, газетных вырезок. Изучение представленных материалов позволяет охарактеризовать тематику произведений писателя, а отзывы об его творчестве, также входящие в состав фонда, помогают оценить их специфику и значимость.

В статье о творчестве Н.С. Устиновича Игорь Сеньков пишет: «Николая Устиновича часто называют певцом сибирской природы. Такая оценка им вполне заслужена. Писатель обладает счастливым даром: он, легко разгадывая тайнопись природы, не только видит вокруг то, что недоступно многим, но умеет в малом, ничем не примечательном явлении найти глубокий смысл и рассказать об этом своему читателю просто, лаконично, без литературных красивостей. Николай Устинович любит и тонко чувствует родную природу, её величавую, суровую прелесть. Лучшие его рассказы о тайге, о её четвероногих и пернатых обитателях, о людях, нарушивших в ней дремучую, многовековую тишину, наполнены подлинной поэтичностью, волнующей атмосферой подвига и звучат как гимн природе, её бесстрашному и умному хозяину – Человеку!». В своих произведениях Устинович описывает природу родного края, рассказывает о животных, живущих и разводимых в нашем регионе. К таким произведениям относятся сборники рассказов для детей «Лесная жизнь», «Аромат земли», «В лесной глуши», «По следу», «Соки земли», «Рассказы следопыта», «От весны до весны», заметки из блокнота натуралиста, рассказы и повести «Элита», «Дорогие гости», «В краю далеком», «Зеленый клад», «Притча», «Преображенная фауна», «Столбы», «Маралий край» и др. Также писал Устинович и о природных богатствах края (например, «Мой спутник», «У арефьевской старицы» и др.).

С непередаваемым чувством почтения и гордости Устинович пишет о подвиге русского народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, рисует образы колхозников 68-летней Марьи Яковлевны Ромасько и Федора Кондратьевича Костюрина, заменивших ушедших на фронт сыновей и выполнявших в колхозе норму за них, а также многих других колхозников, которые делали всё возможное и невозможное для победы над врагом («Мать», «Два письма», «Патриоты»).

В статье «Зори Кипрея» писатель А. Шеметов пишет о творчестве Н.С. Устиновича: «Но больше всего писателя занимают сильные, смелые, глубоко задушевные люди – колхозники, охотники, лесники, рыболовы, пчеловоды, геологи. Он пишет о них с гордостью и любовью. Они для него так близки, что он иногда как будто боится чем-нибудь их обидеть. Редко кого подхлестнет острым ироничным словом».

Устинович пишет о колхозном строительстве, о необходимости развивать и поддерживать сельское хозяйство («Так добывается успех на уборке урожая и хлебозаготовках», «Поездка в Нижний Ингаш», «На целину!», «Соседи», «Победа воли и труда» и др.). Перед нами возникают образы председателей колхозов, сумевших в трудное время восстановить и даже приумножить хозяйство колхозов, улучшить условия жизни колхозников («Строители», «Золотые россыпи»), а также образ простого тракториста Ефима Табакова («Совесть»), желающего преобразить свой родной край, а не соглашаться на более «лёгкую жизнь» в Крыму. Находится место в творчестве писателя и таким «маленьким человечкам», как Кузя Шапкин, который всё же нашёл своё призвание в выращивании помидор («Призвание»), и многих других.

В статье «Годы большого труда» к 25-летию творческой деятельности Н.С. Устиновича писатель С.В. Сартаков пишет: «Н. Устинович – мастер пейзажа, отличный знаток жизни охотников, рыбаков и других тружеников тайги. Однако и пейзаж, и людей, обитателей тайги, Н. Устинович видит как бы сквозь романтическую дымку, которая сглаживает, стирает резкие очертания предметов. Таково врождённое свойство художественного зрения писателя. И потому тайга у него не страшная, щедрая, ждущая человека – своего покорителя, а люди переполнены мудростью бесчисленных тайн природы и покоряют тайгу, восхищённые ею. Вернее, даже и не покоряют, а как-то просто, по-хозяйски, берут её добровольные дары».

Произведения о людях тайги занимают особое место в творчестве Н.С. Устиновича. Сам он так пишет об этом: «Здесь, лицом к лицу с трудностями очень быстро проверяются деловые качества человека, его стойкость, любовь к своему труду. Люди, приехавшие сюда случайно, в погоне за длинным рублём, отсеиваются. Остаются те, кто силён духом, кто не ищет в жизни тихой пристани, кто любит борьбу». Перед нами предстают образы пчеловода Василия Федотовича Шалыгина, который не смог осесть на новом месте в Москве и написал в заявлении на увольнение «не могу жить без тайги» («Зов тайги»); бригадира Муравьёва, у которого не поднялась рука вырубить прекрасный лес у реки, т.к. населению будущего города будет необходимо место для прогулок («Муравьёвский парк») и других.

В статье «Певец земли сибирской» В. Размахнина пишет: «Мы много заботимся о воспитании в человеке мужества, доброты, воли и находчивости. И правильно. В этом деле рассказы и повести Н. Устиновича занимают далеко не последнее место. Он рисует людей Сибири проникновенно, с настоящим поэтическим лиризмом, заставляя читателя вслушиваться в биение большого и мужественного сердца богатого края».

О простых советских людях Устинович тоже писал много, о тех, кто в трудный, ответственный момент мог проявить храбрость и героизм, как это сделали радистка метеорологической станции на Севере Галя Зотова («Экзамен») и коренная жительница тундры Мария Лампай, спасшая жизни двух лётчиков («Сестра Маша»).

Тема Севера и людей занимает важное место в творчестве Устиновича. В своих произведениях «Белый магнит», «Без людей жить нельзя», «Четверо из многих», «Ленинградцы в Норильске», «Привольный край», «В Эвенкии» и др. писатель рисует природу Крайнего Севера, рассказывает об истории освоения этих земель, показывает характеры людей, живущих в непростых условиях, и отмечает, что даже тот, кто не родился на Севере, обязательно его полюбит и уже не сможет без него жить. Также рассказывает автор и о порте Игарка, строительстве города в условиях вечной мерзлоты («Порт за полярным кругом»).

Есть в составе документов личного фонда Н.С. Устиновича и путевые заметки «Северные встречи», состоящие из трёх частей: «Улуг-Хем – Великая река», «В Эвенкии», «У Ангары»; таёжные очерки «На Сибирском тракте»; «Историко-географический очерк Эвенкийского национального округа»; очерки «Вниз по Енисею», рассказывающие об истории развития промыслов на Енисее, об Енисейске, Туруханске, Курейке, Игарке, Иланске, Канске; путевые заметки «Через Саяны».

Писал Н.С. Устинович и о строительстве крупных промышленных объектов, гидростанций, железной дороги Ачинск – Абалаково, о развитии и росте промышленности Красноярского края («Огни Сибири», «Серебряный дождь», «Умная, смелая жизнь», «Щедрый край», «Сквозь тайгу» и др.). В произведении «Слово о моём крае» Устинович пишет о «новой» тайге: «С тех пор, как началось плановое освоение сибирских природных богатств, прошло не более 15 лет. Я смотрю на свой край и вижу, как возникают в тайге и тундре большие города, как прорезают дикие, вчера безлюдные дебри новые железные дороги, как встают на пути бурных рек мощные бетонные плотины».

Есть среди рассказов Устиновича и работы философского плана, и на социальные темы, например, о неуклонном движении жизни вперёд («Кривая роста»), о том, что быть мужчиной – не значит быть взрослым («Мужчина»), о воспитании и открытии нового ребёнком через труд, о дружбе («Свой труд», «Верный друг», «Сынок голодает», «Встретились двое», «Семья» и др.).

Кроме художественных произведений, Н.С. Устинович много писал о своей профессиональной и общественной деятельности. Он являлся ответственным секретарём Красноярского отделения Союза писателей в 1958-1962 гг., а также избирался делегатом на I учредительный съезд Союза писателей РСФСР, был участником на приёме в Кремле, устроенном руководителями партии и правительства в честь писателей России, где был избран членом редакционной комиссии съезда, членом правления и членом комиссии по русской литературе правления Союза писателей РСФСР. С 1961 года он был редактором литературно-художественного альманаха «Енисей». Кроме того, Устинович дважды избирался депутатом Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся – в 1959 и 1961 годах, и оба раза избирался членом постоянно действующей комиссии крайисполкома по культурно-массовой работе. В документах личного фонда Н.С. Устиновичабольшое количество его материалов посвящено работе Красноярского отделения Союза писателей, задачам, которые стоят перед писателями, актуальности произведений («Нерешённый вопрос», «На пути роста», «Читатели обсуждают итоги литературного года», «Что же главное для писателя», «Глядеть вперёд», «Полнее и ярче отображать современность», «Обычный день», «С весной, человечество!», «Воспевать героику наших дел», «Слово молодых читателей», «Литературная жизнь на Таймыре», «Место писателя – впереди», «Широкий простор», «Против застывших форм» и др.), о работе Красноярского краевого книжного издательства, о развитии литературы в стране и в крае. Интересно рассуждение Н.С. Устиновича о необходимости публикации рецензий в краевых газетах на новые книги: «Когда обувная фабрика «Спартак» выдаёт свою продукцию на прилавок, потребитель не нуждается в сопроводительной рецензии, чтобы определить, подходят для него ботинки или не подходят, для покупателя достаточно нескольких минут. Но книга – это не ботинки, чтобы составить о ней своё мнение, её надо сперва купить, затем прочитать. Точнее говоря, надо затратить и деньги, и время. А так как того и другого у человека бывает зачастую в обрез, он уходит от прилавка, или не приобретя книгу, или купив совсем не то, что ему нужно». Писал Устинович и о работе с молодыми писателями («К новым успехам в литературном творчестве», «Больше требовательности и упорства», «Будет интересный разговор», «Плодотворно работать, совершенствовать мастерство», «Талант, знания и труд» и др.), о работах красноярских художников («Шире творческий размах!»), особенно был ему близок В.И. Мешков, который иллюстрировал многие его книги. Примечателен материал «Сердце мастера» о труде фотокорреспондента, главное в котором, как пишет Устинович, чтобы «на первом плане выступал человек – с его устремлениями, заботами, печалями и радостями».

 

 

 

 

Значительную часть личного фонда писателя составляют материалы, собранные им для своих работ и по интересующим его темам. Это материалы:

  • по теме «Революционное прошлое края»;

  • по теме «Степно-Баджейская республика»;

  • по выставке 1916 года «Исторический Красноярск» (очерк по истории г. Красноярска с его основания до ХХ века);

  • по теме «Красноярский бунт» (список литературы по теме и копии произведений других авторов);

  • по истории народных движений в Сибири;

  • о присоединении Хакасии к России в 1708 году (вырезки из газет «Советская Хакасия»);

  • о первых молодёжных организациях в Минусинском уезде;

  • по истории Знаменского стекольного завода в пос. Памяти 13-ти борцов;

  • по краеведению (о самолёте «Красноярец», об оспопрививании в Сибири, акклиматизации рыб в условиях нашего края, о Караульной часовне, парке Горького, о Красноярском море, курорте Учум, отрывки из рукописей Д.И. Каратанова и др.);

  • о развитии промышленности, стройках и геологии Красноярского края (об открытии крупного месторождения железных руд в Удерейском районе и мощного железорудного бассейна в крае, об агрономических рудах в Красноярском крае, о развитии лесохимической, угольной, лесной промышленности в крае, о строительстве железнодорожных линий Абакан – Ачинск, Ачинск – Абалаково, Назаровской ГРЭС, Красноярской ГЭС, Коммунального моста, ЦБК, Красноярского нефтеперерабатывающего завода, о проекте планировки и застройки г. Ачинска и др.);

  • о тружениках Севера;

  • о выдающихся людях, жизнь которых была связана с Красноярским краем (о Ф. Нансене, Я. Гашеке, М. Залке, А.П. Голикове (Гайдаре), А.В. Померанцевой, писателе М. Ошарове, певце П.И. Словцове, поэте Д.П. Давыдове и др.).

 

Значительную группу документальных материалов личного фонда составляет переписка Н.С. Устиновича с друзьями, читателями, издательствами газет и журналов. Примечательны поздравления Н.С. Устиновича с 50-летием со дня рождения и 30-летием творческой деятельности: от Иркутского отделения Союза писателей: «Чудесно отражается в [ваших] произведениях любовь к нашей сибирской природе, к людям, умеющим читать и понимать мудрую книгу таёжных тайн, умеющих бороться и побеждать все трудности и преграды»; от Енисейского пароходства: «Сердцу красноярца-сибиряка дороги и понятны Ваши рассказы и повести, такие, как «Аромат земли», «Рассказы следопыта», «Таёжные встречи», «След человека» и многие другие, в которых ярко и убедительно показаны труженики Сибири, простые и скромные люди, любящие свой суровый, но чудесный, сказочно-богатый край».

Таким образом, документы личного фонда писателя Н.С. Устиновича помогут всем, кто интересуется и занимается историей нашего края, не только познакомиться с творчеством этого писателя, с ним самим, как с писателем, человеком, гражданином, но и обнаружить интереснейшие документы по краеведению, тематика которых чрезвычайно широка, и практически каждый человек обязательно найдёт среди них что-то ценное для себя.

Ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»
К.Ю. Липатова

список статей