Красноярск праздничный. К 390-летию со дня основания города (Продолжение)

В 1930-е годы праздник приобрёл торжественный характер, организовывался специальной комиссией и отмечался несколько дней. С 10 по 24 февраля проводилось чествование лучших бойцов, командиров и политработников, спектакли, концерты, творческие вечера и выставки для военнослужащих. Неотъемлемой частью торжества стали соревнования на сдачу норм ГТО,  ПВХО,  РОКК. В театре им. А.С. Пушкина проводились торжественные заседания Красноярского крайкома, горкома ВКП (б) и крайисполкома, на которых зачитывались приветственные телеграммы К. Е. Ворошилову и  И. В. Сталину.

В годы Великой Отечественной войны этот день проходил под лозунгами «Слава героям Великой Отечественной войны – бойцам, командирам и политработникам Красной армии и Военно-морского флота, мужественно защищающим честь и независимость нашей Родины!»; «Да здравствует Красная армия, несущая освобождение всем народам, порабощенным германским фашизмом!».  Праздник проходил под знаком максимальной помощи фронту, усиления производства вооружения и боеприпасов, организации социалистического соревнования по выпуску сверхплановой продукции, усиления сбора тёплой одежды и подарков фронту и раненым бойцам, проведения воскресников с отчислением средств в фонд строительства танков, самолётов, поездов-бань и пр. На всех предприятиях 23 февраля проводились собрания с подведением итогов работы по оказанию помощи фронту. Так, коллектив Красноярского паровозовагоноремонтного завода в честь 24-й годовщины Красной армии отправил на фронт 182 посылки с  кондитерскими изделиями, конфетами, папиросами на сумму 9 тысяч 595 рублей, вместе с посылками рабочие отправляли и вдохновляющие письма: «Храбрые воины Красной армии! В день славной годовщины РККА мы шлем вам свой горячий большевистский привет и наши подарки. […] Дорогие товарищи, вы на фронте Отечественной войны уничтожаете врага, а мы на трудовом фронте помогаем вам громить его.[…] Боевые машины, одежду, продукты – мы все даём фронту, ибо мы знаем, верим в победу Красной армии […]».

С 1950-х годов очередная годовщина проходила как всенародный праздник, который касался не только бывших и действующих военнослужащих, но и каждого советского гражданина, постепенно превращаясь в день чествования всей мужской части населения по аналогии с  женским днём 8 марта. В рамках празднования проходили торжественные заседания краевого и городского Советов депутатов, совместные вечера трудящихся, передовиков и военнослужащих, лекции, доклады и беседы школьников с участниками Гражданской и Великой Отечественной войн. Личный состав воинских частей посещал спектакли, встречи с ним проводили красноярские художники и писатели. Кроме того, в этот день традиционно организовывались лыжные кроссы и другие соревнования по военно-прикладным видам спорта.

С начала 1920-х годов начинается история празднования в Красноярске Международного дня работниц – второго любимого нами «гендерного» праздника, традиционно отмечающегося 8 марта. Руководство города совместно с профсоюзами, комсомолом, пионерами, красноармейцами проводили очень широкую предпраздничную и праздничную работу – календарь мероприятий предполагал организацию губернских, уездных, районных и городских конференций работниц и крестьянок, вечеров смычки работниц с юными пионерами, чествование женщин, ликвидировавших свою неграмотность, собраний представительниц отдельных национальностей, торжественные заседания с докладами о международном положении женщин и т.д.  Разрабатывались соответствующие лозунги:  «Пусть Международный день работниц 1923 года будет днем смотра и объединения пролетарок, преданных борцов за коммунизм», «День 8 Марта – день мировой солидарности рабочих и работниц в борьбе за коммунизм», «Работницы и крестьянки! В день 8 Марта вспомните о голодных детях Германии». Сохранился подробный отчёт отдела работниц II горрайкома РКП (б) о проведении праздника в 1925 году, согласно которому 7-8 марта горожанки встретили крестьянок из подшефных деревень, устроили им экскурсию на фабрику «Сукно», в ясли, уголок безбожника и на выставку работ клуба кройки и шитья. Торжественное заседание прошло в сборном цехе железнодорожных мастерских и закончилось театрально-физкультурной постановкой пионеров. В этот же день активистки станции Енисей ездили в подшефную деревню Ладейскую за крестьянками, которые ехать на праздник отказались: «Это вам делать нечего, вы в [Великий] пост разъезжаете».

Изначально были утверждены ключевые мотивы праздника – всестороннее вовлечение женщин в строительство нового советского пролетарского порядка (безусловно, наравне с мужчинами) и улучшение их культурно - образовательного уровня и бытовых условий. Однако этот день не просто подчёркивал равенство мужчины и женщины во всех сферах производства, готовность и возможность женщины достигать успехов в самых «мужских» сферах, но также  был неразрывно связан с деятельностью по защите материнства и детства. Среди практических мер, предпринятых в честь Международного дня работниц 1924 года по Красноярску, было открытие детской консультации, расширение детских яслей, выдача ордеров на получение детских товаров, отпуск бесплатных обедов для безработных женщин, проведение детских праздников в школах,  улучшение питания в детских домах. Празднование 1926 года предполагало устройство специальных полок матери и ребёнка, где помещались необходимые вещи и книги.

В последующие годы кампании в честь 8 Марта удлинялись хронологически, предполагали проведение самых разных мероприятий, среди которых – женские делегатские собрания, торжественные заседания пленума Красноярского городского Совета,  смотры работы городских детских садов и яслей, вечера встреч со старейшими работницами. 4 марта 1930 года Красноярский окружной фабричный комитет союза швейников просил Центральный рабочий кооператив «Самодеятельность» для вечера в честь 8 Марта на 500 работниц отпустить 5 кг сахара, 1 пуд отсевной муки, чай, 16 кг хлеба, 2 кг мака, 2 кг черемухи, 4 кг брусники, 2 кг сушеных яблок. Участницами праздничных мероприятий в обязательном порядке становились и «неорганизованные» женщины – домохозяйки.

Согласно постановлению бюро Красноярского городского комитета ВКП (б) от 26 февраля 1942 года, Международный коммунистический женский день 8 марта проведён по городу как массовая политическая кампания с разъяснением огромной роли советских женщин в достижении победы в Великой Отечественной войне под лозунгами: «Германский фашизм – злейший враг женщин», «Трудовой героизм советских женщин на производстве и в колхозах куёт победу на фронте». В этот день происходил учёт новых стахановок, ударниц, подведение итогов выдвижения женщин на руководящие посты, усиления их работы в госпиталях, проводилась разъяснительная  работа среди бездетных женщин о необходимости воспитания осиротевших детей. «Женщины-работницы! Удвойте энергию! Давайте фронту больше танков, самолётов, орудий, миномётов, пулемётов, винтовок, автоматов, боеприпасов! Овладевайте мужскими профессиями, повышайте свою квалификацию. […] Женщины и девушки! Овладевайте военными специальностями. Изучайте дело противовоздушной и противохимической обороны, санитарное дело, связь. Окружите тёплой заботой героических бойцов Красной армии, обеспечьте внимательный уход за ранеными, проявите материнскую заботу о детях бойцов!», – призывал ЦК ВКП (б)  в своем постановлении 1941 года  «О Международном коммунистическом женском дне 8 марта».

С 1966 года этот «день единства и солидарности женщин всей Земли в борьбе за свои права, за демократию и социальный прогресс, за предотвращение новой мировой войны» стал  не просто праздничным, но и выходным, широко отмечавшимся не только на работе, но и в семьях. Комитеты партии каждого района города организовывали для женщин торжественные собрания с концертами духового оркестра, приветствием пионеров и торговлей сувенирами, важную роль в организации праздника играли женсоветы.

Дореволюционная традиция всенародно любимого новогоднего праздника с украшением ёлок и детскими праздниками с образованием советского государства прервалась. Ёлка с «Вифлеемской звездой» неизбежно ассоциировалась с Рождеством, от обычая празднования которого необходимо было не оставить и следа, «возня» вокруг ели рассматривалась исключительно как буржуазный пережиток. Однако в середине 1930-х ситуация меняется: с 1936 года стало возможным публичное официальное празднование этого дня, установка городских ёлок с подарками и утренниками для детей. Специального постановления крайкома или горкома ВКП (б) по этому случаю издано не было, однако, этот важный вопрос обсуждался на одном из заседаний исполкома горсовета. О возрождении этого праздника в нашем городе вспоминал красноярский писатель Жорес Петрович Трошев: «[…] где-то в середине декабря [1936 года], а может, и в последней декаде, весь Красноярск, как говорят, «взбесился». Ёлки ни для кого не были проблемой, красноярцы ещё не были избалованы городским и пригородным транспортом, и сходить в пригородные ельники, – пара пустяков… Главной же проблемой для красноярцев стали ёлочные украшения: те, которых хватало для домашних ёлок, были немедленно раскуплены школами, недавними «бастионами против религиозного дурмана», советскими и чуть ли не партийными учреждениями. […] Завуч нашей 20-й школы, «рыжая Мегера», имя которой я не хочу называть, решила по-командирски просто, и, на этот раз, мудро: каждый школьник должен сделать дома 2-3 игрушки. […]Она взяла за горло классных руководителей, чьи ученики принесли склеенные из серпантина цветочки. Серпантином эти ленты стали называть поздней, когда стали специально выпускать в продажу маленькие цветные рулончики. А тогда мы красили жёлтым акрихином, зелёнкой, каким-то красным красителем телеграфные ленты.

[…]Наш дворовой комитет […] воспылал соорудить ёлку в нашем просторном дворе, провести новогодний праздник с настоящим размахом, с каким проводились в нашем дворе «революционные праздники» и всяческие дворовые мероприятия. […]Неуёмная благотворная деятельность нашего дворового коллектива заслуживает особого рассказа, я же в данном случае хотел подчеркнуть, какие прекрасные дела могут совершать коллективы единомышленников, как удавалось мгновенно превратить наш двор в сказочную площадку, как нашлись возможности привезти из лесу огромную ёлку, в каждой семье наделать игрушек, достать электролампы. Старшие братья мои и другие дворовые умельцы понаделали из снега всякое зверьё и огромного деда Мороза, взрослые построили катушку, все вместе залили небольшой каток. Ну и, конечно, была подготовлена обширная художественная программа. И всё это без всяких «государственных и муниципальных ассигнований» […].

В каждой семье нашего двора шла предновогодняя стряпня. Чего только не было на наших столах! Во дворе были жильцы разного достатка, но даже взрослые не знали, кто что внёс на общий стол: он буквально ломился. И кто-то из взрослых, а может быть, из ребят, увидел в окно, что около ёлки, такой незнакомой, прекрасной, сияющей, толпятся и играют мальчишки и девчонки из соседних дворов… Мы посмотрели на наши обильные столы  и решили кое-что вынесли «гостям нашей ёлки». Предложение было встречено всеобщим воплем восторга: так приятно быть щедрым…

Мы, «для передышки», нахватав пирогов и булочек, выбегали к нашей ёлке, угощали всех желающих, снова бежали в дом к новому угощению и великолепной домашней ёлке со множеством свечей. Выглядывали в окна, любовались нашей общей, прекрасной ёлкой. И она осталась в моей памяти самой красивой из всех увиденных за долгую жизнь. Может быть, она осталась в памяти «самой-самой», потому что была первой в той, ещё маленькой жизни? А может быть, потому, что была создана нашими руками?..».

1 января  1937 года газета «Красноярский рабочий» сообщила об открытии в помещении госцирка  детской  «говорящей» новогодней ёлки с репродукторами в ветвях. Вокруг ёлки «бегали» маленькие трамваи и поезд, на празднике в роли деда Мороза выступил заслуженный артист В. Лазаренко, а ученики школы №35 показали оперу «Кот в сапогах». Ёлки для детей были также организованы во Дворце культуры железнодорожников, Доме учителя, на катке «Динамо». По официальной статистике за 11 месяцев 1937 года по краю было продано ёлочных украшений на 186 тысяч рублей.  В предновогодние дни 1937 года в Красноярске организовывались сельскохозяйственные базары, в магазины «Госторг»  поступили трикотаж, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, рыбные консервы, сахар, компоты, повидло, варенье и кондитерские изделия в большом ассортименте. В январе следующего, 1938 года,  ёлка для детей вновь была организована в помещении деревянного цирка в центре города, близ площади Революции.

Впоследствии традиционным местом устройства общегородской ёлки стала площадь Революции, преображавшаяся в дни праздника – площадь пересекали гирлянды из разноцветных лампочек, на ней устраивался каток, горки, снежные фигуры, в киосках велась продажа новогодних подарков. Даже в суровую зиму 1941-1942  годов городские власти нашли возможности для создания праздничного городка, 10 января 1942 года «Красноярский рабочий» писал: «Сегодня проводится большой вечер у ёлки на площади Революции. Играют оркестры, организуются танцы, катание детей и т.д.».

Свои ёлки устанавливались в районах города, дворах и скверах, новогодние детские утренники проводились в каждой школе, детском саду, домах и дворцах культуры. В начале 1970-х годов городская ёлка устанавливалась на Красной площади, а в канун Нового 1974 года лесная красавица «выросла» на о. Отдыха, между двумя пандусами-входами на Центральный стадион. С конца 1970-х годов она  на долгие годы «переехала» на левобережную предмостную площадь (площадь им. 350-летия города Красноярска, затем – Театральная) и всего два года назад оказалась в совершенно новом для себя месте – на острове Татышевом.

Очевидно, что праздничный календарь нашего города в советский период никогда не ограничивался этими датами и всегда включал в себя самые разнообразные официальные и народные празднества, проведение которых предельно чётко регламентировалось партийными и советскими органами и проходило в соответствии с заранее намеченными планами. Самым торжественным и одним из самых любимых праздников стал для красноярцев День Победы. (см. подробнее – ссылка на виртуальную выставку «Празднование Дня Победы в документах Государственного архива Красноярского края»)

Корнями в дореволюционный период уходит традиция празднования юбилеев великих русских писателей и поэтов, активно поддерживаемая советским руководством.  Так, 31 января 1941 года исполком Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся принял решение о создании специального юбилейного комитета по проведению столетия со дня смерти М. Ю. Лермонтова с  организацией тематических выставок, лекций, спектаклей и концертов.

18-19 июня 1949 года на Столбах впервые состоялся праздник столбистов и народное гулянье. 18 июня на вершине Такмака был водружён красный флаг, торжественный подъём которого сопровождался игрой духового оркестра. В 11 часов вечера гости поднялись на вершину Первого столба, оркестр на вершине скалы исполнил популярные песни,  были запущены фейерверки и ракеты. После возвращения участников на лужайке внизу был организован бал-маскарад с вручением шуточных подарков за наиболее оригинальные костюмы.

15-17 июня 1957 года в Красноярске прошел краевой фестиваль молодёжи и студентов, который собрал более тысячи юношей и девушек со всех уголков края. На многочисленных площадках происходили встречи молодых людей с поэтами, писателями, художниками, Героями Советского Союза и Социалистического Труда, участниками революционных событий, кинопоказы, концерты, гуляния, экскурсии и спортивные выступления.

Традиционным летним праздником был День советской молодёжи,  впервые проведённый 29 июня 1958 года на о. Отдыха и предполагавший парад участников, спортивные состязания, игры, танцы и карнавальное шествие от парка завода «Сибтяжмаш» до площади Кирова.

Регулярно устраивали горожане праздники цветов и зелени, в которых принимали участие цветоводы-любители, агропитомники, Красноярская плодовоягодная станция, трест зеленого строительства горкомхоза и другие организации. Участники выставки могли приобрести редкие сорта плодовых и декоративных растений, выращенных в условиях Красноярска.

Чертой 1960-1980-х годов стали проводимые повсеместно праздники микрорайонов, улиц, дворов, которые были связаны в первую очередь с благоустройством и озеленением придомовых территорий. Организаторы считали, что любить свой город невозможно, не относясь уважительно к своей родной улице, не зная её историю. Среди жителей объявлялись конкурсы, смотры на лучший балкон, дом, двор, победителям вручались почётные грамоты и памятные сувениры. Депутатские группы районов организовывали  социалистические соревнования «за микрорайон высокой культуры», «лучшую улицу», совершали ознакомительные смотры-рейды. На праздниках устанавливались столы с угощениями и самоваром, импровизированные сцены, на которых выступали председатели районных исполкомов и руководители крупных предприятий, самодеятельные ансамбли.

Отмечали жители города - представители отдельных отраслей производства и свои профессиональные праздники, среди которых наиболее значимыми были Дни строителя, металлурга, железнодорожника и геолога.

В 1970-1980-е годы в нашем городе проводился красочный праздник «Проводы русской зимы» – в официальных документах слово «Масленица» не употреблялось, однако, по сути, праздник  дал новую жизнь надолго забытым дореволюционным масленичным традициям. В выходные дни в парках и скверах проходили праздничные гуляния, неотъемлемыми атрибутами которых были застолья с блинами, масленичный столб и концерты фольклорных ансамблей.

Помимо этого праздничными мероприятиями отмечал наш город юбилеи В. И. Ленина, комсомола, пионерии, Советского Союза и  Красноярского края, 135-летие со дня рождения Василия Ивановича Сурикова. Не только спортивными, но и большими культурными событиями стали для горожан  V и VI зимние Спартакиады народов СССР. 

В постсоветский период  многие общегосударственные торжества естественным образом ушли в прошлое,  в публичное пространство вернулись праздники религиозные. Сегодня Красноярск всё чаще  становится местом проведения локальных и общероссийских фестивалей и форумов. С 1992 года проводится Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона,  в дни которого наш город превращается в огром­ную сценическую площадку, где выступают высококлассные оркестры и музыкальные коллективы, певцы и исполнители, танцов­щики и художники.

Разумеется, в год 390-летнего юбилея краевого центра невозможно не вспомнить о нашедших отражение на страницах многих документов особенностях празднования его дня рождения в прошлые десятилетия. Первые сведения о торжествах в честь этого дня относятся  к 1928 году, когда по инициативе музея Приенисейского края в лице его директора А. Н. Соболева в Красноярский городской Совет было направлено предложение отметить «каким бы то ни было образом» 300-летие одного из старейших городов  Сибири. Александр Николаевич предложил подготовить юбилейное издание и выставку по истории города, провести лекции по клубам и школам, поставить театральные инсценировки «Проводы воеводы», «Красноярский бунт». Надо отметить, что работу в этом направлении музей начал загодя, ещё в ноябре 1926 года создав специальную комиссию по подготовке к празднованию, задачей которой в первую очередь была разработка архивных и литературных материалов для устранения имевшихся «белых пятен» в истории города. В начале 1928 года была сформирована городская комиссия, в которую вошли А. Н. Соболев (от музея), Д. И. Лебединский (от окрплана), В. А. Смирнов,  Д. Е. Лаппо (комитет Севера), С. Н. Мамеев (архивное бюро). Комиссия разработала смету расходов на мероприятие в 7 тысяч 505 рублей, которую 19 апреля 1928 года горсовет утвердил, уточнив, что из городского бюджета на эти цели будет выделена только одна тысяча рублей, остальные средства предполагалось  получить от торговых кооперативов.

Праздничные мероприятия было решено провести в декабре. 2 декабря делегация из представителей  Красноярского Совета, профсоюзов, научных организаций, учителей, студентов и военных торжественно открыла мемориальные доски на улице Дубенского и площади 300-летия (Просвещения), затем выставки по истории города – в музее Приенисейского края и по истории революционного движения – в Доме работников просвещения. 3 декабря, в 7 часов вечера, в городском театре состоялось торжественное заседание пленума Красноярского городского Совета с представителями всех общественных организаций и советских учреждений. Ко дню трехсотлетия Красноярска удалось выпустить специальную брошюру «300 лет города Красноярска» с двумя очерками: «Триста лет жизни гор. Красноярска»  В. А. Смирнова и «История революционного движения в Красноярске»  А. К. Фефеловой.

Масштабными празднованиями было отмечено 350-летие Красноярска в 1978 году.  Празднику предшествовала большая подготовительная работа: в 1976-1977 годах производился ремонт фасадов зданий и детских площадок, дорог и тротуаров, озеленение дворов, оформление въездов в город. 10 января было принято постановление бюро горкома КПСС и исполкома горсовета «О социалистическом соревновании трудящихся города за достойную встречу 350-летия Красноярска, досрочное выполнение заданий 1978 года и 10-й пятилетки», во исполнение которого трудовые коллективы города приняли на себя почины «Месяц ударного труда – юбилею Красноярска», «Задание трёх лет пятилетки – к 350-летию Красноярска» и т.п. 8 августа были подведены  итоги соревнования, первое место в котором заняли жители Свердловского района.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 1 августа 1978 года площади, примыкающей к левобережной части Коммунального моста и замыкаемой театром оперы и балета, гостиницей «Красноярск» и административным зданием присвоено наименование «площадь им. 350-летия города Красноярска».

9 августа «за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны», успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве», город Красноярск был награждён орденом Октябрьской Революции.

Сводная программа предполагала целый комплекс праздничных мероприятий с 10 по 20 августа. На торжественном митинге, посвящённом награждению города орденом на площади Революции, выступили руководители города и края, член партии с 1918 года М. Г. Канцелярский, Герой Советского Союза Д. Д. Мартынов и токарь завода «Сибтяжмаш» Герой Социалистического Труда И. И. Шальков. Тогда же  на площади им. 350-летия г. Красноярска была заложена капсула с посланием к красноярцам 2028 года. 12 августа спектаклем «Князь Игорь» открылся Красноярский государственный театр оперы и балета. 18 августа  состоялось торжественное заседание городского комитета партии и городского Совета народных депутатов с участием представителей трудящихся города. В дни празднования проходил фестиваль мастеров искусств и юбилейная художественная выставка  красноярских художников, шли театрализованные праздники на Центральном стадионе и  на о. Отдыха. С 10 по 17 августа праздничные концерты художественной самодеятельности проходили на всех площадках Красноярска. К 350-летию города было приурочено открытие мемориального комплекса «Кандальный путь» на Предмостной площади. Кроме того, в рамках празднования проводилось издание юбилейной литературы, создавались документальные фильмы, проводились кинолектории и лекции, выставки детского рисунка. Юбилейные мероприятия были разработаны и проведены во всех районах города, на предприятиях, в учреждениях и  пионерских лагерях.

 

В год своего 360-летия Красноярск не мог похвастаться столь значительными трудовыми достижениями, а сам  юбилей отмечался всего один день – 20 августа. Программа включала мероприятия на нескольких площадках: показательные выступления спортсменов, демонстрацию автомобильной техники, выставки цветов и домашних животных, марафонский пробег, встречи с деятелями культуры и многое другое. Завершилось празднование карнавальным шествием: «[…]Ближе к вечеру среди отдыхающих стало появляться все больше зайцев, медведей и даже… чертей. Приближалось начало карнавала. Проспект Мира наводнила смеющаяся, пляшущая, играющая, поющая толпа самых невероятных, сказочных и реальных персонажей. Как только шествие достигло площади имени 350-летия Красноярска, в считанные минуты Коммунальный мост, съезд и лестница на набережную превратились в гигантский амфитеатр […]», – описывал шествие корреспондент газеты «Красноярский рабочий».

Невзирая на сложности финансового характера, свой 370-й день рождения 18-19 сентября 1998 года Красноярск завершил ярким фейерверком и концертом звезд российской эстрады. А в июне 2008 года гвоздём юбилейной программы, как и прежде, стал знаменитый красноярский карнавал, на котором мэр города Пётр Пимашков предстал перед красноярцами в роскошном княжеском костюме середины XVII столетия.  390-летие горожане впервые отмечают в два этапа: с 1 по 12 июня и 25 августа. Нынешний праздник получил название «Красноярск: без десяти четыреста» –  по замыслу организаторов, до 400-летия Красноярска остаётся 10 лет, оформленные в 10 «минутах-днях» праздника, каждой из которых соответствует особое событие.

Несмотря на то, что традиция празднования Дня города в нашей стране сравнительно молода, в Красноярске она уже успела получить своё развитие, локальные особенности и важную роль по сплочению местного сообщества и формированию у красноярцев интереса  к прошлому, настоящему и будущему своего города и региона.

Ведущий архивист КГКУ «ГАКК»
С. В. Кухта

список статей



Анонс