Красноярск праздничный. К 390-летию со дня основания города

За прошедшие десятилетия праздничная культура Красноярска не раз менялась, наполнялась новым содержанием и смыслами, многие памятные дни теряли своё значение, сменяясь новыми, вскоре ставшими традиционными. Официальные документы, материалы личных фондов, газетные заметки, фотографии, находящиеся на хранении в Государственном архиве Красноярского края, позволяют проследить трансформации праздничных традиций нашего города, проанализировать смену политических ориентиров  в отношении тех или иных торжеств и понять отношение рядового горожанина к этим изменениям.

Дореволюционный календарь праздничных дней красноярцев, как и всех жителей Российской империи, состоял преимущественно из православных праздников, самыми значимыми из которых были Рождество, Богоявление (Крещение), Благовещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров день, день Казанской иконы Божией Матери.  Участниками церковных служб в дни праздников были даже арестанты, временно отпущенные из Красноярского тюремного замка, для их препровождения в церковь выделялся специальный усиленный конвой. Сотрудники ведомств и учреждений традиционно получали денежные премии к праздникам Рождества и Пасхи.  В предпасхальные дни красноярцы украшали свои дома зеленью, для этого жители окрестных сёл привозили в город для продажи молодые деревья. Обычай украшения был настолько популярным, что 19 апреля 1884 года управляющий Енисейской казённой палатой вынужден был обратиться к губернатору с просьбой остановить ежегодное массовое истребление деревьев  накануне Пасхи, которое имело «неблагополучное влияние на сохранение лесоводства». Посещали в праздничные дни красноярцы и имевшиеся в городе развлекательные учреждения.  По просьбам посетителей 20 марта 1896 года владелец кафе-ресторана «Европа» на Воскресенской улице Красноярска купец Николай Васильевич Мельников ходатайствовал о разрешении оркестру под управлением Клястера играть в его заведении в дни Святой Пасхи.

Религиозные праздники предполагали проведение разнообразных благотворительных акций. В пасхальные и рождественские дни горожане вместо «визитации»   родственников и знакомых в их домах  могли взаимно поздравить друг друга в помещении Общественного собрания, где предоставлялся чай и кофе и организовывался одновременный сбор средств в пользу  Синельниковского благотворительного общества. В годы Первой мировой войны в преддверии важнейших религиозных праздников Красноярский дамский комитет Красного Креста  устраивал благотворительные кружечные сборы с продажей портретов героев войны на усиление средств комитета.

14-15 июля 1888 года в Красноярске состоялось торжественно-молитвенное чествование 900-летия крещения Руси, включавшее в себя  литургию и молебствие с крестным ходом на р. Енисей для водоосвящения.

В августе 1912 года Красноярск торжественно отметил столетнюю годовщину Отечественной войны.  В 11 часов утра 25 августа на Новобазарной площади местным духовенством была совершена панихида по воинам, павшим на поле чести в 1812 году. Форма одежды для всех гражданских и военных чинов была «обыкновенная с трауром». На панихиде присутствовали в пешем строю  все войска Красноярского гарнизона и учащиеся городских учебных заведений. 26 августа город украсили флагами, транспарантами, на площади были выставлены бюсты Николая II и Александра I, перед которыми  дефилировали войска в конном строю и студенты. После парада войск лектор от военного ведомства капитан Шайбле в помещении Общественного собрания сделал сообщение о Бородинском сражении, которое могли прослушать офицеры гарнизона, городские власти и «посторонние лица в зависимости от вместительности зала собрания». Вечером этого же дня в городском театре состоялся обед по подписке, который могли посетить не только офицеры и власти, но и желающие городские обыватели, и народное гулянье на Новобазарной площади, где для горожан играли два военных оркестра. На следующий день, 27 августа, в Народном доме-театре было организовано литературно-музыкальное утро с чтением стихотворений, исполнением музыкальных произведений, посвященных войне 1812 года, и просмотром кинематографических картин.

20-23 февраля 1913 года городские власти организовали торжественное празднование трёхсотлетия царствования Дома Романовых. Праздник предполагал не только совершение панихиды, литургии и молебна, но и организацию вечера в городском театре и бала – в помещении губернского переселенческого управления. Накануне празднования начальник Енисейского губернского жандармского управления сообщал своим помощникам на местах, что  торжественные мероприятия «революционно-настроенные элементы имеют в виду использовать для своих целей, для чего предполагают вести агитацию среди рабочих мастерских, фабрик и заводов с целью устройства демонстраций, митингов и проч.».

Одним из необычных торжеств, проводимых в нашем городе в начале ХХ века, был праздник древонасаждения – своеобразный субботник, в котором принимали участие все студенты и школьники Красноярска: «…Как многие жители около своих домов устраивают садики, так и городские управления разбивают на площадях и улицах садики и скверы, чтобы  в летнее жаркое время в этих зелёных уголках, под тенью деревьев, можно было отдохнуть от жары, подышать воздухом, освежённым от пыли; чтобы дети, вынужденные проводить лето в городах, могли среди зелени этих садов и бульваров резвиться и играть…». Праздник проводился в большинстве губерний Российской империи и имел важное морально-воспитательное значение: «[…] Нужно, чтобы все жители одинаково оберегали посаженное деревце, как и тот, кто посадил таковое. Нужно, чтобы каждый смотрел на посаженное на улице, в садике и т.п. деревце, как на общественное, для всех необходимое, всем полезное […]». В мае 1912 года к торжественной посадке деревьев в Почтамтском и Гимназическом переулках привлекли более пяти тысяч учеников всех  технических, средних и низших учебных заведений города. Всего на организацию праздника было потрачено 1440 рублей, часть из которых пошла на приготовление завтрака для его юных участников и оплату музыкантам.

В первое десятилетие после революции 1917 года состав официальных праздников значительно изменился. Согласно приложению к статье 104 Кодекса законов о труде 1918 года список праздничных дней был ограничен шестью датами: 1 января – Новый год; 22 января – День 9 января 1905 г.; 12 марта – День низвержения самодержавия; 18 марта – День Парижской коммуны; 1 мая – День Интернационала; 7 ноября – День пролетарской революции. Однако полностью отказаться от привычных и особо почитаемых церковных праздников в молодой советской республике оказалось невозможным, поэтому совещание Совета профессиональных союзов 17 февраля 1920 года установило в качестве нерабочих (но официально непраздничных) Рождество (два дня), Пасху (два дня), Духов день, Благовещение, Преображение, Вознесение, Успение и Крещение (по одному дню).

Ставший официальным первомайский праздник отмечался в Красноярске задолго до 1917 года. Участники первых маёвок А. Рогов, С. Богачёв, А. Поздняков вспоминали, что ежегодно накануне 1 мая в подпольной типографии социал-демократов печатали и распространяли по городу прокламации на красной бумаге с призывами к организованной борьбе с капитализмом, свержению самодержавия и установлению демократических свобод: «Долой войну! Долой самодержавие! Да здравствует мир! Да здравствует демократическая республика, необходимая нам для борьбы за социализм!».  Собрания проходили на Столбах и в районе сопки за Николаевской слободой. В 1906 году, несмотря на потерю двух подпольных типографий, захваченных полицией, социал-демократы смогли возобновить издательскую работу и продолжали печатать листовки с лозунгами «Да здравствует 1-е Мая!»,  «Да здравствует 8-часовой рабочий день!». Эти листовки распространялись не только по городу, но и в Красноярской тюрьме, где арестованные участники декабрьского вооруженного восстания 1905 года в день 1 мая 1906 года устроили собрание с чтением доклада «О Первомае и задачах пролетариата», собрание закончилось пением революционных песен. После Февральской революции праздник в Красноярске проходил в совершенно иной обстановке – впервые 18 апреля 1917 года  в городе была легально организована массовая первомайская демонстрация. Среди организаций, принимавших в ней участие: Красноярский Совет, представители РСДРП, солдаты, рабочие и студенты. Из программы празднования: «в 11 часов все желающие участвовать в празднестве солдаты и офицеры войск гарнизона без оружия с революционными знаменами собираются на Новобазарной площади […]». Вот как о самом шествии вспоминал рабочий Красноярского механического завода Зенон Зенонович Громадский: «[…] на демонстрацию первого мая рабочие всех предприятий города подготовились, вышли организованное каждое предприятие со своим красным знаменем и лозунгами […]. Я на своем заводе заранее среди рабочих собрал денег на приобретение материала, после работы вечерами наделали и нашили на знамя два лозунга: «Долой войну» и второй – «Вся власть Советам», с этим знаменем  утром первого мая с завода центральной улицей мы прошли на площадь Слободы III Интернационала, где состоялся сбор всех колонн, участвовавших в демонстрации. Из Слободы III Интернационала все колонны в организованном порядке прошли по центральной улице на гору Покровку до городского кладбища, где состоялся большой митинг, на котором выступало много ораторов. […] Я помню, на митинге выступали Мазурин, Дубровинский, Шумяцкий, Фрумкин, Староверов. Особенным триумфом и горячей овацией было встречено на митинге выступление пленного солдата-немца из военного городка, который сказал, что нужно немедленно кончить войну […]».  В демонстрации участвовала тысяча военнопленных, в большом количестве находившихся тогда в Красноярске, им по окончании «русскими товарищами» были вручены подарки: колбаса, папиросы и белый хлеб.

После Октябрьской революции  День Интернационала стал праздником «подведения итогов в деле строительства социализма и коммунизма, днём братской солидарности трудящихся Советского Союза с международным рабочим классом, трудящимися всего мира, смотра сил, борющихся за укрепление мира во всём мире». Общей чертой, которая роднила все Первомаи, стал введённый решением IX съезда РКП (б) в 1920 году обычай проведения повсеместных субботников. В Красноярске была создана комиссия по устройству первомайского субботника, которая вынесла предложение разбить всю подготовку к празднику на три направления: общеполезное, культурно-декорационное, санитарно-техническое. 1 мая 1920 года красноярцы дружно вышли на работу, особенно отличился коллектив железнодорожных мастерских, закончивший ремонт двух паровозов и 28 пассажирских вагонов. Именно с этого момента зародилась традиция встречать праздник новыми трудовыми победами, выполнением хозяйственных планов, социалистических обязательств.

В 1920-е годы происходит становление праздничного канона, который включал проведение массовых демонстраций под соответствующими лозунгами, широкое освещение праздничных мероприятий на станицах газет, художественную, спортивную и декорационную составляющие. Согласно плану майские празднества 1927 года в Красноярске  предполагали  большую подготовительную работу  – беседы, читки в красных уголках на злободневные международные и внутриполитические темы. 1 мая днём проводилась демонстрация членов профсоюзов, ВЛКСМ, частей Красной армии, допризывников, кустарей, учащихся всех школ, детских домов, пионеров и пожарных. В ходе демонстрации проходил карнавал с участием «политических масок, карикатур и т.д. на злободневные темы», принятие присяги красноармейцами, «бросание коллективных лозунгов» с балконов, совместные выступления физкультурников, карнавальных групп и хора, затем парад и шествие по улицам. Каждый профсоюз должен был подготовить карнавальную группу, отражающую соответствующее производство. Главную карнавальную группу готовили красноярские комсомольцы, она должна была убедительно изобразить: новый и старый быт; старый царский и советский строй; злободневные моменты международного положения. На демонстрации 1 мая 1930 года карнавальное шествие проходило под лозунгом «Борьба за социализм, успехи борьбы за выполнение пятилетки в четыре года!», а вечером того же дня были организованы физкультурные выступления, игра в городки и футбольные матчи. 2 мая праздник продолжался – по городу проходили массовые гуляния с эстрадными выступлениями и продажей литературы, с 12 до 14 часов дети могли прокатиться на автомашинах.

В 1930-е годы  всю подготовку к празднику партийные организации  проводили  «под знаком широкого развертывания агитационно-массовой работы, разъяснения решений партии и правительства, усиления интернационального воспитания масс, позволявших обеспечить новый трудовой подъем, развёртывание социалистического соревнования, стахановского движения и успешное проведение весеннего сева». Во всех школах края проводились тематические утренники с подарками и премиями для отличников, в городе организовывалась предпраздничная торговля. Двухчасовая демонстрация 1 мая 1939 года на площади Революции включала выступление председателя крайисполкома А. П. Соколова, демонстрацию трудящихся в колоннах по районам и предприятиям, парад физкультурников: «Девушки и юноши одеты в белоснежные и голубые костюмы. Они продемонстрировали силу, красоту и здоровье советской молодежи». Завершили шествие мотоциклисты. Из описания демонстрации 1 мая 1941 года: «По проспекту имени Сталина, с двух сторон, из Кагановичского и Сталинского районов города к площади приближаются колонны трудящихся. Ветер колышет полотнища сотен знамён, образуя сплошную алую завесу. На транспарантах – надписи «Привет товарищу Сталину», «Привет товарищу Молотову». Сколько инициативы, выдумки, изобретательности вложено в оформление колонн! Как глубоко, интересно и тонко умеет народ выразить свою радость, своё ликование!».

Празднование Первомая в годы Великой Отечественной войны проходило под знаком улучшения помощи  фронту, шефской работы в госпиталях, помощи семьям фронтовиков. В последующие десятилетия определяющие первомайские темы: ленинская, майская, производственная, молодёжная – оставались неизменными, отдельно участники демонстраций освещали наиболее значимые для страны события, к примеру, Олимпиаду-1980. В краевом архиве сохранились фотографии первомайских шествий разных лет, передающие праздничную атмосферу этих дней.

Самым важным праздником для жителей советской страны, конечно же, стала годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Как известно, праздник отмечался повсеместно 7 ноября, однако предполагал значительную подготовительную работу с вовлечением в неё практически каждого трудящегося. В первые годы советской власти в этот день не устраивалось грандиозных парадов и демонстраций. Третью годовщину Октября предполагалось отметить массовыми собраниями и подведением итогов советского строительства, агитацией в пользу проводимой продовольственной политики и  Красной армии, боровшейся против П. Врангеля в Крыму.  Торжества в честь четырёхлетия революции в Красноярске начинались 6 ноября открытыми заседаниями партийных, советских и профессиональных организаций, в ходе которых выступали активные участники революционных событий. В первом и втором советских театрах, Доме просвещения, клубе Карла Либкнехта и других учреждениях проводились вечера воспоминаний, демонстрировались кинокартины. 7 ноября шел спектакль «Великий коммунар» и концерты. План празднования пятой годовщины предполагал целый  комплекс торжественных мероприятий, в числе которых посещение могилы павших борцов революции с открытием памятника и салютами. Вечерний город был украшен иллюминацией. Лозунги, выпущенные к пятилетию Октября, отражали актуальные международные и внутриполитические задачи: «Трудящиеся всего мира накануне гражданской войны. Весь мир накануне создания власти Советов»; «Чтобы закончить многочисленные победы на кровавых фронтах, нужно добить разруху, тьму, невежество»; «5-я годовщина Октябрьской революции должна быть встречена 100-процентным выполнением продналога».  В комплекс октябрьских празднеств 1923 года в условиях послевоенной разрухи вошли меры по улучшению питания сирот, инвалидов, больных и заключенных. Предлагалось к 7 ноября окончить фактическое освещение города, украсить учреждения гирляндами и флажками, провести вечер воспоминаний с бесплатными угощениями. Церемониальное шествие  началось 7 ноября  в 12 часов дня, когда военные, железнодорожники, пожарные и  школьники проследовали по ул. Советской.

В 1930-е годы подготовка к празднику приобрела упорядоченный характер, в районах города создавались специальные подготовительные комиссии, разбитые на подкомиссии по направлениям работы (демонстративную, массово-политическую, торговли и общественного питания, детско-школьную, художественно-зрелищную и т.д.). Встреча годовщины революции проходила под лозунгом борьбы за укрепление обороноспособности, выполнение и перевыполнение промфинпланов, стройпланов предприятий с высоким качеством продукции, внедрения стахановских методов, окончательного разгрома «троцкистско-бухаринско-зиновьевских агентов троцкизма». Большое внимание уделялось художественному обслуживанию октябрьских дней, в котором помимо местных сил были задействованы квалифицированные концертные бригады из других сибирских городов, дававшие спектакли на крупнейших заводах и  фабриках города. Наиболее отличившиеся знатные люди колхозов и совхозов, ударники-стахановцы приезжали на октябрьские торжества в Красноярск из районов края. Трудящиеся, участвовавшие в демонстрации 7 ноября, собирались на сборные пункты у предприятий и учреждений, откуда направлялись на сборные пункты колонн и затем – на площадь Революции, где устанавливалась трибуна для советских и партийных руководителей, почётных гостей. С утра пр. Сталина и ул. К. Маркса перекрывались для всех видов транспорта, за исключением служебных машин.  Очень важной в моральном отношении была демонстрация 7 ноября 1941 года, в этот день в приветственной телеграмме Сталину красноярцы писали: «В день 24-й годовщины Октября мы клянёмся Вам, товарищ Сталин, что будем работать ещё с усиленной энергией и с наибольшей производительностью. Будем обеспечивать фронт, Красную армию всем необходимым для разгрома злейшего врага всего человечества – германского фашизма. Будем неустанно готовить боевое достойное пополнение Красной армии […]». В военные годы к годовщинам революции так же, как в преддверии других государственных праздников, на фронт отправлялись подарки, процесс сбора которых широко освещался на страницах газеты «Красноярский рабочий».

В мирное время стало возможным широкое развёртывание предпраздничной торговли для горожан, улучшение продуктового снабжения. Вот как описывает первый мирный ноябрь в Красноярске радиопередача «Красноярский край готовится к празднику» (от 3 ноября 1945 года): «На улицах Красноярска царит предпраздничное оживление. Как только кончается рабочий день, трудящиеся спешат в магазины, на рынок, чтобы закупить продуктов к празднику. Нынче праздник должен быть особенно радостным. Впервые после четырёх лет войны мы будем встречать 7 ноября в мирной обстановке. […] Для продажи трудящимся торговые организации города предоставляют лучшие продукты питания, промышленные товары. […] Отоваривание продуктовых карточек началось с 30 октября. […] К 28-й годовщине Октября по городу Красноярску открыты три общедоступные столовые, одна в слободе III Интернационала, одна – в центре городе, угол Кирова и Сталина, и одна на правом берегу Енисея […] Готовясь к празднику, городской торговый отдел открыл новый образцовый магазин. В магазине получают товары инвалиды Отечественной войны, демобилизованные воины и их семьи. […] На колхозном рынке идет ярмарочная торговля. Рынок полон всевозможных продуктов сельского хозяйства – мяса, молока, сметаны, яиц, масла, картофеля и других […]».

В 1950-1980-е годы достойная встреча очередного юбилея революции в Красноярске не была возможной без выполнения принятых социалистических обязательств, досрочного ввода в эксплуатацию объектов промышленного и жилищного строительства и театральных премьер. Канон проведения праздника не менялся и  предполагал украшение города красными флагами,  стендами и плакатами, проведение собраний с докладами на актуальные темы в цехах и учреждениях. «[] И вот город на Енисее в предпраздничном наряде. Он украшается, хорошеет. В ярком убранстве улицы, здание телеграфа, жилые дома украшены знаменами, лозунгами, призывами ЦК КПСС к 42-й годовщине Великого Октября. Красноярцы получают к празднику много замечательных подарков. По проспекту имени Сталина бегут троллейбусы. Вчера они приняли первых пассажиров. Новый вид транспорта к лицу нашему городу […] Красноярцы встречают Октябрь трудовыми подарками. О них много пишут газеты, сообщают радио и телевидение. Но сегодня хочется сказать и о тех подарках, которые преподнесут вам родные и знакомые. В салоне подарков красноярского универмага сейчас особенно многолюдно и шумно. Не меньше народу и в его филиале на правобережье.[…]», – так описывал предпраздничный Красноярск 1959 года корреспондент газеты «Красноярский рабочий»  Б. Руденко. Неизменным оставался и формат проведения демонстрации с революционными песнями и лозунгами «Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция!», «Слава КПСС!», флагами союзных республик, воздушными шарами, машинами с эмблемами того или иного завода и пространственными композициями на революционные темы. Однако, очевидно, что с годами неизбежно происходила формализация праздника, участие  в котором зачастую носило «добровольно-принудительный» характер.

С 1922 года в РСФСР был утверждён ещё один значимый для нашей страны праздник – День Красной армии (позднее – День Советской армии и Военно-морского флота). В Красноярске 23 февраля 1923 года широко отметили пятилетнюю годовщину Красной армии. На праздник выделили 75 тысяч рублей на выдачу продпайков красноармейцам, расходы по обслуживанию театров и украшению казарм. 21 февраля прошли собрания красноармейцев, концерт-спектакль в военном городке, в этот день казармы и общежития были украшены зеленью, плакатами, портретами вождей. 22 февраля во всех учреждениях работы и занятия заканчивались на час раньше, после чего прошли митинги в железнодорожных мастерских и по предприятиям. Вечером в 1-м и 2-м Советских театрах и клубе Карла Либкнехта состоялись вечера воспоминаний с обязательным участием всех воинских частей и всех партийных и советских организаций, по окончании которых были даны концерты. В 11 часов 23 февраля все воинские части, милиционеры, допризывники, спортсмены, члены профсоюзов, комсомольцы и железнодорожники приняли участие в параде-демонстрации. В следующем году праздник проводился уже не столь торжественно. В протоколе заседания президиума Енгубкома по вопросу о празднике годовщины Красной армии отмечалось, что специальных комиссий по празднованию создавать не нужно, отмечать его только в течение одного дня 23 февраля, а само празднование должно носить «не столько торжественный характер, сколько деловой» и включать  подведение итогов фронтовой борьбы армии, подготовки красных бойцов, очередных задач, стоящих перед ними. Вместо парада проводились заседания во всех рабочих и красноармейских клубах с лекциями и бесплатными концертами-спектаклями.

Празднования в день 23 февраля во второй половине 1920-х годов в Красноярске проходили под лозунгом укрепления классовой связи Красной армии с рабочими организациями, традиционно совпадали с окончанием кампании по «смотру красной казармы» и предполагали, в том числе, материальную помощь частям со стороны рабочих. Важной  частью праздничных мероприятий было оказание помощи инвалидам Гражданской войны, забота о членах семей  погибших красноармейцев, выделение средств на оздоровительно-профилактическую работу в воинских частях. Тогда же возникла и укрепилась спортивная составляющая этого дня. К примеру, в год 10-летней годовщины 18-19 февраля 1928 года были организованы  военно-гражданские лыжно-стрелковые соревнования, которые проходили в городском саду и в военном городке по незамысловатому маршруту: «от военного городка по дороге до трансформатора и обратно по дороге вокруг военного городка».

Продолжить просмотр  >>>

список статей