Красноярск театральный

В культурной жизни Красноярска важнейшее место занимает театральное искусство. В нашем городе пять театров, имеющих статус краевых. Каждый из них по-своему уникален, прежде всего, историей своего становления, практически всегда сложного, сопряжённого с невероятной самоотдачей артистов, огромным энтузиазмом, высоким профессионализмом руководства. На хранении в КГКУ «Государственный архив Красноярского края» находится обширный массив документов, на основании которых прослеживается история каждого театра от его создания и до наших дней, это, прежде всего, материалы, сданные на хранение в КГКУ «ГАКК» самими театрами, а также документы Управления культуры Красноярского края, исполкома крайсовета и крайкома партии.

Старейшим театром Красноярска является Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина, история которого уходит корнями в XIX век. Именно этот театр стоял у истоков зарождения театрального искусства в нашем городе. 22 января 1873 года в Красноярскую городскую управу поступило заявление уполномоченных любителей театрального искусства потомственных граждан Александра Петровича Кузнецова и Иннокентия Сидоровича Щеголева об отводе земли на Староострожной площади для устройства временного театра. Городская управа определением своим от 1 марта 1873 года разрешила устройство временного театра, а площадь стала наименоваться Театральной.

Для театра было отведено место в центральной части площади, здание должно было занимать 25 саженей в длину и 16 – в ширину. План здания и сметы на его постройку не сохранились. Известно только, что театр был построен на добровольные пожертвования. Вопрос о передаче выстроенного театра городу был возбужден и.д. губернатора Гоштовтом перед Красноярской городской думой 25 февраля 1874 года. Городская управа 16 мая 1875 года обратилась к уполномоченным любителей театрального искусства А.П. Кузнецову и И.С. Щеголеву с вопросом о том, когда здание будет передано городу, как построенное на городской земле, и с предложением оставить это здание за собой с вознаграждением городу за отошедшую от него землю. На что Комитет по постройке театра дал ответ, что здание передаётся городской управе с лежащим на нём долгом почётному гражданину А.С. Щёголеву и другим лицам в размере 6 785 руб. серебром, а также необходимостью произвести выборы членов правления театра и обсудить предложение екатеринбургского мещанина Егорова о сдаче ему театра в арендное содержание на 3 года по контракту. Было решено, что театр с лежащим на ним долгом городской управой принят быть не может, потому он переходил в ведение распорядителей, которые должны были изыскивать средства для погашения долга с последующей передачей театра в полное распоряжение городской управы. Распорядителями театра были назначены А.С. Щеголев, Зайцев, И. Данилов, А. Кузнецов и Рогожин. С антрепренером Егоровым был заключён контракт.

В мае 1878 года театр со всем его имуществом был принят в ведение города, а в 1879 году была создана Дирекция для заведования и управления театром. Донесением Красноярской городской управы от 14 апреля 1880 года за «особенную заботливость к изысканию свободных средств для содержания театра из прямых его источников без привлечения города к особым на этот предмет расходам» директорам Красноярского городского театра П.Н. Ковригину, А.П. Кузнецову, И.Т. Савенкову, Н.А. Шепетковскому и Н.Д. Тютрюмову была объявлена благодарность «за труды по управлению театром». До 1887 года театр был в непосредственном ведении органов общественного управления.

Между тем, городскому театру требовался ремонт. Из акта обследования театра Красноярской городской думой от сентября 1887 года следует, что крыша на здании театра местами проржавела, и вместе со стенами не защищает от холода и ненастья, наружные двери требуют замены, крыльцо в полуразрушенном виде. Зимой для сохранения тепла все боковые выходы заколачивались, что могло иметь роковое значение в случае возникновения пожара. «Убранство зрительного зала и внутренняя отделка здания находятся в самом печальном положении. […] Вообще, грязь, пыль, разрушение и полное отсутствие забот об этом здании поражающие. […] Дамское фойе помещено около сеней, в комнате без печи и со стенами, покрытыми грязными ободранными обоями. Вестибюль помещается в совершенно холодной комнате, где во время холодов трудно рискнуть снять верхнее платье, а, впрочем, при настоящем состоянии здания в вестибюле нет необходимости, так как в зрительном зале без шубы и калош сидеть нельзя». Красноярская городская дума признавала, что ремонт зданию театра необходим, но за счёт города произвести его было невозможно из-за нехватки средств. Поэтому городская дума поручила городской управе обратиться с просьбой к Красноярскому музыкальному обществу с просьбой «о содействии со стороны сказанного общества к доставлению необходимых средств на ремонт театра посредством сдачи нескольких спектаклей и концертов».

Правление Красноярского общества любителей музыки и литературы в своём обращении в Красноярскую городскую управу от 21 ноября 1887 года сообщило, что 22 октября был дан любительский спектакль, сбор с которого пошёл на ремонт печей и «другие исправления в театре», а также что общее собрание членов на заседании общества 29 октября 1887 года отказалось от взятия театра в своё ведение.

В Красноярске в эти дни создаётся общество любителей драматического искусства, главной целью которого становится поддержка Красноярского городского театра в плане его ремонта и декоративных приспособлений. 7 ноября 1887 года на общем собрании членов общества было решено принять в заведование учреждавшегося общества Красноярский городской театр на тех же условиях, на которых Красноярская городская дума предлагала его обществу любителей музыки и литературы. Условия были следующие: общество принимаем в своё ведение городской театр на пять лет; общество принимает на себя обязательство все обыкновенные доходы от городского театра употреблять на него; общество по возможности будет ремонтировать городской театр и приводить его декоративную часть в нормальный порядок по мере своих материальных средств, для чего обществом будет специально дан ряд спектаклей; страхование городского театра оставалось на счету города, впоследствии должно было перейти также обществу, если общество приведёт театр в удовлетворительное положение и будет иметь возможность для этого; общество не должно стеснять частную антрепризу в пользовании театром.

С тех пор, как театр был передан в ведение общества любителей драматического искусства, он был значительно расширен, в нём был проведён капитальный ремонт. В 1897 году Красноярской городской управой было разрешено обществу любителей драматического искусства провести в Красноярском городском театре электрическое освещение. Также в строительное отделение Енисейского губернского правления 16 июля 1897 года было подано прошение окончившего курс императорской Санкт-Петербургской консерватории мещанина Санкт-Петербургской губернии Валентина Ивановича Розенберга о разрешении устроить электрическое освещение в Красноярском городском театре, а также установить две лампы, одна из которых будет размещена на главном подъезде театра, а другая – на сцене для световых эффектов. Именно эта перемена – замена свечного освещения в театре на электрическое – была поставлена в вину обществу любителей драматического искусства как причина случившегося в дальнейшем.

В ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянное здание Красноярского городского театра сгорело до основания. Причина пожара официально была неизвестна. Уже 17 октября 1898 года правление Красноярского общества любителей драматического искусства обсуждало вопрос о скорейшей постройке временного помещения для театра и 19 октября обратилось к городскому голове с просьбой уступить обществу принадлежащий городу бывший холерный барак, поставить его на Театральной площади вблизи сгоревшего театра и приспособить этот барак для временного театра. Но это прошение чрезвычайным собранием Красноярской городской думы от 20 октября 1898 года было отклонено, и было решено строить каменное здание театра. В результате долгих обсуждений был утверждён проект народного дома-театра, предложенный А.П. Кузнецовым, театру было дано имя А.С. Пушкина в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта, а также было решено строить театр на Воскресенской улице. Театр был построен в 1902 году и обошёлся городу в 87 862 рублей, что составили деньги, собранные по подписке, страховая выплата за сгоревший театр, ссуды у Кузнецовых и общества врачей, а также другие пожертвования.

В годы революции 1905 года театр стал одним из центров революционной работы красноярских большевиков. Здесь проходили митинги пролетариата, вооружённые схватки рабочих-дружинников с черносотенцами, отсюда начинались демонстрации.

В 1912 году театральная комиссия при Красноярской городской управе в своём докладе в Красноярскую городскую думу указала на то, что за 10 лет со времени возведения городского театра он ни разу капитально не ремонтировался, ограничиваясь только мелким, незначительным ремонтом. Театр сдаётся в аренду различным антрепренерам, постановки бывали как удачные, так и не очень. И 10 февраля 1915 года на заседании Красноярской городской думы был заслушан доклад театральной комиссии, в котором был поднят вопрос о необходимости урегулировать постановку театрального дела в городе в плане содержания репертуара, художественности его исполнения, а также и самой обстановки сцены и театра в целом. Ведь в это время активно развивается кинематограф – развлечение, доступное по цене и «не требующее снимания верхнего платья», который поколебал устойчивость театрального дела не только в таких сравнительно небольших центрах, каким являлся Красноярск, но отразился неблагоприятно и на крупных центрах, и даже столицах. Также в докладе отмечалось, что театр вынужден был «подыгрывать» вкусам обывателей, бросая серьёзные пьесы и заменяя их или штрихом жизни – миниатюрой, или игривым фарсом.

Пленарное заседание Красноярского Совета рабочих, солдатских и красноармейских депутатов 19 апреля 1918 года постановило разработать проект создания народного театра в Красноярске.

Самая значительная глава в истории театра берёт своё начало со времени установления советской власти в Красноярске. На сцене театра идут в эти годы пьесы В. Билль-Белоцерковского, Б. Лавренева, В. Иванова.

13 июля 1927 года на заседании Красноярского горсовета был поднят вопрос о работе городского театра на зимний сезон 1927-1928 года: отмечалось, что театр работает в убыток уже два года, и такое положение недопустимо, но в то же время признавалось, что город без театра существовать не может. Было решено, что театр нужно приблизить к рабочим массам и рабочим драматическим труппам, для чего была утверждена «рабочая полоса» в театре – расценка мест была установлена от 30 коп. до 1 руб. 40 коп. со скидкой для членов профсоюзов 50%.

Постановлением президиума исполкома Красноярского крайсовета от 5 января 1936 года было организовано управление зрелищными предприятиями, в ведение которого вошли все театры Красноярского края.

8 января 1937 года президиум исполкома Красноярского крайсовета постановил считать Красноярский драматический театр городским и в дальнейшем именовать его «Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина».

Интересен документ от 1939 года, направленный ЦК профсоюза работников  искусств СССР в драмтеатр, который разъясняет порядок оплаты амортизационного вознаграждения работникам искусств: костюмы из личного гардероба артистов, как домашнего обихода, так и выходные, современные, принятые в быту, при использовании их в работе данным работником ни какой амортизационной оплате не подлежали. Использование же работником принадлежащего ему несовременного костюма в случае отсутствия в гардеробе предприятия подлежит особой оплате. За использование костюмов «салонного гардероба» оплата за каждый спектакль производится в следующих размерах: фрачный костюм и смокинг – 4 руб.; визитка, сюртук – 2 руб.; салонное женское платье – 2-3 руб.

В 1938-1940 годах в театре были поставлены спектакли «Горе от ума», «Борис Годунов», «Васса Железнова», а также был создан цикл спектаклей о революционере – «театральная лениниана» («Человек с ружьем», «Кремлёвские куранты» и другие).

С 1937 года и в послевоенные годы в Красноярском драматическом театре работал артист Николай Захарович Прозоров, личный фонд которого находится на хранении в КГКУ «ГАКК», большую часть его составляют фотографии сцен из спектаклей разных лет. Эти фотографии иллюстрируют не только профессиональный рост Н.З. Прозорова как разнопланового артиста, но и показывают ту яркую палитру спектаклей, которые ставились в театре в эти годы. Больше сорока лет отдал театру народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, председатель правления Красноярского отделения Всероссийского театрального общества Н.З. Прозоров.

 

В 1938 году на базе Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина был основан кукольный театр. Среди актёров и студийцев драмтеатра возникла идея создания своего кукольного театра. Михаил Рерберг, Борис Песецкий, Маркела Мохнаткина и учащиеся театральной студии при театре Екатерина Мельникова, Людмила Тимошенко, Нина Богдашина основали труппу, которую возглавила Татьяна Калитина. Администрация театра выделила небольшую комнату для репетиций, краевая филармония взяла на себя финансовые заботы, и артисты-кукольники начали работу над спектаклем «Три медведя», которым театр заявил о своём появлении. Так как у молодого театра не было своей сцены, он был вынужден давать спектакли в районах края, и дети Красноярска кукольного театра почти не видели.

В постановлении Красноярского крайкома ВКП (б) от 10 февраля 1940 года отмечается значительный творческий рост драматического театра им. А.С. Пушкина и заслуженный успех, который он имеет у зрителя и общественности края. «Ряд постановок как классического (“Волки и овцы” Островского, “Мещане” и “Последние” Горького)», а также и постановок пьес новых советских драматургов (“Человек с ружьём” и “Падь серебряная” Погодина, “Таланты” Финна, “Волк” Леонова) являются ценным вкладом в советское театральное искусство и представляют собой оригинальные произведения театрального искусства со своеобразной спецификой, присущей только данному театру», – говорится в постановлении.

С началом Великой Отечественной войны работа театрально-зрелищных предприятий была перестроена. Уже 30 июня 1941 года ЦК Союза работников искусств СССР разослал всем председателям областных и краевых комитетов Союза письмо, в котором указывалось, что репертуары театров должны быть насыщены военно-патриотическими, антифашистскими произведениями. Кроме того, создавались бригады по обслуживанию призывных пунктов, предприятий, колхозов, действующих частей Красной армии и ВМФ, каждый артист обязан был подготовить в кратчайший срок индивидуальный или групповой номер. Взамен ушедших в армию артистов областные и краевые театры доукомплектовывались кадрами районных и колхозных театров. Сроки подготовки новых спектаклей составляли от 10 до 20 дней на спектакль с минимальным расходованием средств на оформление.

Во время войны в Красноярске на сцене драматического театра им. А.С. Пушкина работали эвакуированный объединённый Одесский и Днепропетровский театр оперы и балета. 15 января 1944 года руководство края обратилось к Н.С. Хрущёву с ходатайством о присвоении званий заслуженных артистов работникам театра: «Несмотря на трудные условия работы на новом месте, несмотря на то, что пришлось почти заново создавать большинство постановок, театр сумел за небольшой срок показать красноярскому зрителю 20 опер и балетов, познакомить город с лучшими произведениями русской, украинской и мировой музыкальной культуры. Сами спектакли, шедшие всегда при переполненном зале, неизменно и по достоинству воспринимались зрителем с чувством истинной признательности и уважения к театральному коллективу. […] Наряду с этим, театральный коллектив дал городу и краю сотни концертов. Специальные выездные бригады обслуживали колхозы и совхозы, воинские части и госпитали. Трижды выезжали театральные бригады на фронт. […] Театр этот, несомненно, сыграл в культурной жизни нашего города и края огромную творческую роль».

В связи с отъездом на Украину объединённого Днепропетровского и Одесского театра оперы и балета 14 марта 1944 года было принято постановление Красноярского крайкома ВКП (б) о создании краевого театра музыкальной комедии в городе Красноярске. Театр открылся в неприспособленном здании Дома культуры железнодорожников в ноябре 1944 года спектаклем «Марица». Творчески и постановочно был подготовлен спектакль «Девушка из Барселоны», намечалась постановка «Сильвы». Новому театру была выделена дотация – 920 тыс. руб., 700 м бязи и 600 м вискозы, но этого было мало для театра, который создавался на пустом месте и не имел материальной базы. Театру требовалось доукомплектование труппы за счёт 3-4 ведущих актёров и укрепление оркестра с увеличением его состава с 12 человек до 21-22. Необходимо было оказать помощь в укреплении материальной базы, в частности, для постановки «Сильвы» и последующих 3-4 спектаклей требовалось не менее 800 м шёлка и бархата на костюмы и до 500 м на декорации. Кроме этого, актёры театра нуждались в улучшении бытовых условий, часть из артистов вынуждена была ютиться в театре.

Несмотря на тяжёлое положение театров в военные годы, они работали, ставили спектакли, в том числе и для школьников в дни каникул. Например, в январе 1945 года все три театра работали на обслуживании школ. Решением исполкома крайсовета в 1945 году музыкальный театр был переведён в здание драматического театра, т.к. здание ДК железнодорожников требовало капитального ремонта. В результате этого работа обоих театров за 1945 год оказалась убыточной. С открытием сезона театр драмы имел всего 12-13 рабочих дней в месяц, остальные дни были заняты театром музкомедии, соответственно, и второй театр, кроме того, что открыл сезон с опозданием – 21 ноября, работал всего до 15 дней в месяц, тем самым выполняя месячное задание на 50%. В течение зимнего периода были отмены спектаклей этих театров из-за холода. Театр кукол за 1945 год дал убыток 12 тыс. руб., что объяснялось отсутствием постоянного состава актёров и непригодностью занимаемого здания к зимним условиям – театр работал в полусгнившем бараке, отсутствовало элементарное оборудование, в зимнее время театр не отапливался, и работа в зимних условиях для маленьких зрителей была очень трудной. Только благодаря крепкому коллективу и его трудоспособности, театр готовил полноценные спектакли, заслуженно пользовавшиеся успехом у детей. Централизованного снабжения театров в 1944-1945 годы не было совершенно, они варились в собственном соку, с колоссальными трудностями выпуская такие художественные постановки, как «Иван Грозный», «Гроза» и другие, получая в редких случаях от местных организаций нужные материалы для оформления.

К концу войны главным режиссёром драматического театра стал заслуженный артист РСФСР политический ссыльный Або Волгин, внёсший очень большой вклад в развитие театрального искусства Сибири. Одной из главнейших задач своей творческой деятельности в Красноярске он считал формирование труппы, поредевшей за время войны.

 

27 мая 1946 года председатель крайкома Союза работников искусств Н.А. Стрижнева обратилась с письмом к руководству края, в котором указывала на недопустимые условия, в которых существовал театр кукол: во-первых, театр работал в помещении «Цирк на сцене», зимой оно было очень холодное, летом протекало, «внешний вид его не может в детях выработать эстетические чувства и привить вкус к красивому: там нет ни картин, ни плакатов, скамьи сделаны по типу самого отсталого колхозного клуба, фойе нет совершенно, и до начала спектакля дети не имеют возможности разумно развлечься»; во-вторых, хозяйственная сторона театра была чрезвычайно бедна – по смете, утверждённой отделом по делам искусств при исполкоме крайсовета депутатов трудящихся, театру положена дотация в год в сумме 30 тыс. руб., но из этой суммы к середине 1946 года театр получил только 5 тыс. руб., театр не получал в плановом порядке краски, фанеру, мягкие материалы. Кроме того, «в театре работающих всего 19 человек, из них 9 человек-актёров со средним образованием. Коллектив очень любит свою работу, но внимания им со стороны вышестоящих организаций, со стороны отдела по делам искусств нет. Материальное их положение очень плохое – помимо зарплаты 500-400 рублей и пайка (отоваривание которого скверное), они ничего не получают. Если театрам драмы и музкомедии в 1946 году помогли американскими вещами и зимней обувью, то театр кукол остался и в этот момент незамеченным. Это всё очень отражается на работе, потому что привлечь к работе хороших актёров трудно, их совершенно нечем заинтересовать, да и работающие там в настоящее время актёры имеют “чемоданное настроение”». После этого театр кукол перевели в помещение драматического театра, где выделили ему комнату в 10 м², в которой были размещены репетиционная, поделочные цеха, директор и бухгалтерия, что очень отразилось на творческом и художественном росте театра. 1 декабря 1951 года решением исполкома Красноярского горсовета, «учитывая отсутствие у театра кукол стационарного помещения, что мешает театру развернуть широкое обслуживание детского зрителя и улучшить творческую работу», театр был переведён в помещение Дворца пионеров, и, как отмечал директор театра, с этим переездом «театр зажил плодотворной творческой жизнью». Кроме того, задолженность по зарплате работникам театра была погашена, а руководство театра передавалось дирекции Дворца пионеров.

25 августа 1946 года вышло постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором указывалось на то, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны, а среди небольшого количества пьес на современные темы, поставленных театрами, имеются пьесы слабые, безыдейные. Многие театры безответственно относятся к постановкам спектаклей о советской жизни, и такое положение дел с репертуаром драмтеатров не отвечает интересам воспитания трудящихся. Перед комитетом по делам искусств ставилась задача организации постановки в каждом драмтеатре ежегодно не менее 2-3 новых высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы. Театры обязаны были коренным образом улучшить качество постановок современных советских пьес, выделять для постановок этих пьес лучших режиссёров и артистов, добиваться высокого качества художественного оформления спектаклей.

5 октября 1946 года состоялось заседание правления Красноярского краевого отделения Всероссийского театрального общества по обсуждению этого постановления, на котором было намечено проведение следующих мероприятий: всемерное содействие в деле вовлечения как членов ВТО, так и всех работников театра в учёбу искусствоведческого факультета воскресного университета марксизма-ленинизма; организация цикла лекций по вопросам международной и внутренней политики, теоретических и практических явлений искусства с ежемесячным проведением не менее двух лекций или докладов; проведение читок и обсуждений намечаемых к постановке новых пьес советской драматургии; обсуждение театральных премьер, а также творческой работы отдельных актёров и режиссёров; содействие местному отделению Союзу советских писателей в организации секции театральных критиков; широкое участие отделения ВТО в приёме новых постановок театров края с организацией совместного с отделом по делам искусств выезда на места квалифицированных мастеров театра для проведения критического обсуждения постановок и творческой помощи районным театрам края; пропаганда театрального искусства среди широких масс трудящихся путём систематической организации творческих отчётов отдельных мастеров театрального искусства, проведению докладов по вопросам театра и т.п.; осуществление непосредственной связи с местными драматургами.

Решением исполкома Красноярского крайсовета от 13 мая 1946 года театру им. А.С. Пушкина было выделено 50 тыс. руб. на содержание театральной студии и подготовку актерских кадров. Впоследствии, учитывая положительный опыт работы этой студии и крайнюю необходимость подготовки актёрских кадров, исполком крайсовета 7 января 1948 года обязал краевой отдел искусств и директоров театров драмы и музкомедии организовать с января 1948 года при краевых театрах подготовительные актёрские группы из молодёжи, в том числе: при драмтеатре – на 15 человек, при театре музкомедии – хореографическую группу на 20 человек. Годовое содержание подготовительных групп было определено в 185 тыс. руб.

В докладной записке от 5 мая 1947 года председателю Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР Н.Н. Беспалову о переводе Красноярского краевого драматического театра им. А.С. Пушкина в первую группу секретарь Красноярского крайкома ВКП (б) А.Б. Аристов и председатель исполкома Красноярского крайсовета Е.П. Колущинский пишут, что «театр на протяжении последних лет значительно вырос в творческом отношении, заслуженно пользуется признанием и уважением широкого зрителя и общественности города и на деле стал ведущим театром в крае». В то время в театре работал хорошо укомплектованный актёрский коллектив: А.И. Волохов, Е.Н. Смельская, Д.М. Лазарев, Л.А. Яковлева, В.Я. Усенко, Е.В. Ильчевская, Н.Н. Струйская – высококвалифицированные актёры театрального искусства. В эти годы в должности художественного руководителя работает заслуженный артист РСФСР А.Я. Волгин, а режиссёрами – В.Я. Циплухина и Е.В. Крылова, которые способствовали выявлению творческих способностей коллектива театра, правильному направлению работы актёров и созданию живого интереса к ней. В 1946-1947 годах театр осуществил постановки следующих спектаклей: «Гроза» и «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Золушка» Т.Г. Габбе, «Кому подчиняется время» братьев Тур, «Под каштанами Праги» и «Русский вопрос» К.М. Симонова, «Чудаки» А.М. Горького, «Платон Кречет» А.Е. Корнейчука, «Сын полка» В.П. Катаева, «Отелло» У. Шекспира, «Дорога победы» В.А. Соловьёва, «Украденное сердце» И. Франко. Спектакли «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Иван Грозный» А. Толстого, «Под каштанами Праги» и «Русский вопрос» К. Симонова являлись показателем высокого режиссёрского и актёрского мастерства.

При А. Волгине в театре начал работать Пётр Монастырский, впоследствии народный артист СССР. В Красноярске он поставил спектакли «Дубровский» А. Пушкина, «Закон чести» А. Штейна, «Отверженные» В. Гюго, «Великий государь» В. Соловьёва, «Комедия ошибок» У. Шекспира.

Приказом отдела по делам искусств исполкома Красноярского крайсовета от 20 января 1949 года в связи с проведением с 1 апреля по 15 мая 1949 года 1-го тура смотра спектаклей на современные советские темы в драматических театрах репертуары театров должны были быть перестроены так, чтобы в I квартале 1949 года было не менее трёх спектаклей-лучших пьес советской драматургии, поставленных после 1 октября 1948 года. При подготовке к смотру новых спектаклей необходимо было обеспечить высокое качество их постановки, привлечь к участию лучших актёров, режиссёров и художников. После просмотра спектаклей в каждом театре должны проводиться обсуждения работы театра над советским репертуаром с привлечением партийных, общественных организаций и прессы. При отделе искусств создавалась краевая комиссия по смотру в составе 12-ти человек, среди которых были представители от крайкома ВКП (б), руководителей театров, членов Союзов писателей, художников и театрального общества. Также в ходе смотра предполагалось отобрать лучшие спектакли для включения во 2-й тур, при оценке работы каждого театра нужно было учитывать: идейную значимость спектаклей, политическую остроту, актуальность поставленных проблем, соответствие темы и сценического решения пьесы жизненным интересам советского народа; творческое своеобразие спектаклей, сценическую форму, в которой раскрывается идейное содержание пьесы, наличие свежих, ярких красок и новых приёмов в режиссёрской и актёрской работе; принципиальную линию репертуара театра, его оригинальность, тематическое и жанровое разнообразие; степень активности театра в создании нового репертуара, смелое привлечение молодых драматургов в работу с ними; правильность распределения ролей, творческую загрузку и качественный состав труппы; длительность сохранения качества спектаклей и их посещаемость; качество художественного оформления; сроки и стоимость постановки.

Продолжить просмотр   >>>

список статей



Анонс