Мосты Красноярска

Как и многие города России, Красноярск был основан на берегу одной из величайших рек мира – Енисее. К тому же Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Поэтому главной частью инфраструктуры не только города, но и всей страны стали мосты, возведенные через реку. Все они имеют свою историю и особенности.

За годы существования г. Красноярск сформировался, как крупный индустриальный центр. Специфика расположения Красноярска на обоих берегах реки Енисей обуславливала большой грузооборот между правобережьем и левобережьем.

Самый первый мост через Енисей был построен еще в Российской империи. «Старшим братом» всех мостов Красноярска явился  железнодорожный мост, построенный по проекту профессора Московского технического училища Лавра Проскурякова, который в конце XIX века стал связующей нитью  запада и востока Российской империи. Строительными работами руководил инженер-техник Евгений Кнорре, выпускник Берлинской технической школы и Цюрихского политехнического техникума, уже имевший опыт возведения крупных мостов через Волгу и Днепр. До постройки моста движение по Транссибирской магистрали осуществлялось следующим образом: к пристани была проложена железнодорожная ветка и паровозы переправлялись через Енисей на паромах, зимой же по временной ветке, построенной прямо по льду реки. Железнодорожный мост, открытый в 1899 году, получил международное признание, удостоившись Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Парижской выставке в 1900 году. В 1930-е годы, когда для повышения пропускной способности Транссибирской магистрали укладывали второй путь, рядом со старым мостом был сооружен еще один, конструктивно подобный. В 1998 году было открыто движение по третьему железнодорожному мосту через Енисей, который построен на ледорезных устоях старого моста, что свидетельствует о многократном ресурсе сооружения, заложенном строителями XIX века.

В январе 1999 года движение по первому в Красноярске железнодорожному мосту прекратилось. С 2002 года начался демонтаж пролетов и в 2007 году первого моста города Красноярска не стало.

Переправа локомотивов с левого берега р. Енисей на правый. Начало строительства железнодорожного моста. Открытие железнодорожного моста через р. Енисей.  1899 г.
Берег р. Енисея у железнодорожного моста. 1900 г. Мост через р. Енисей. 1907 г. Мост через р. Енисей. 1907 г.
Опора нового железнодорожного моста через р. Енисей. 1990 г. Панорама строительства нового железнодорожного моста рядом с царским мостом. Начало демонтажа крайнего пролета железнодорожного моста. Октябрь 2002 г.

 

Но это был мост железнодорожный. Транспортное сообщение между берегами Енисея в начале XX века для жителей Красноярска и пригорода осуществлялось при помощи плашкоута. Сам плашкоут представлял собой платформу на двух больших плоскодонных лодках с килем, привязанную к концу каната. Другой конец того же каната тянулся вверх по течению реки и заканчивался якорем, опущенным на дно в середине русла. Плашкоут перемещался силой течения реки, как маятник, по дуге от одного берега к другому, управляемый рулем. В 1920-х годах плашкоут был разрушен. И, несмотря на возрастающую необходимость возведения постоянного автомобильно-пешеходного моста, через Енисей был вновь возведен плашкоут, т.к. на тот момент у страны не было ни сил, ни финансов для подобных грандиозных построек.

В конце 1930-х - начале 1940-х годов начал разрабатываться вопрос о строительстве в Красноярске коммунального моста через р. Енисей в створе улицы Вейнбаума или улицы Сурикова. Был разработан проект моста. В начале 1941 года начались  изыскательские работы – бурения на трассе моста, которые были закончены 25 апреля 1941 года. По результатам изысканий были утверждены предварительные границы отвода для строительства моста. Руководители города понимали, что мост необходим в кратчайшие сроки. Но свои коррективы внесла страшная трагедия – Великая Отечественная война. Строительство моста было отложено. Тем не менее, эвакуированные заводы, размещенные по ряду причин в основном на правом берегу Енисея, требовали незамедлительного строительства постоянного моста. В виду этого было принято решение о строительстве понтонного моста. Учитывая специфику Енисея строителям пришлось столкнуться с серьезным испытанием, а военное положение обязывало действовать быстро и без ошибок. Таким образом, понтонные мосты просуществовали до конца 1950-х годов.

Плашкоутное звено в стадии окончания его строительства. 1942 г. Чугунный якорь плашкоутного звена. 1942 г.
Общий вид моста и установки последнего плашкоута. 1942 г. Общий вид моста через основное русло Енисея с левого берега. Разводная часть для пропуска судов. 1942 г.

Возведение же постоянного моста в Красноярске началось только в 1956 году. Строительство велось рабочим коллективом Мостостроя № 2 (ныне Мостоотряд №7), переехавшим в Красноярск после строительства коммунального моста через р. Обь в г. Новосибирске. При строительстве первого Красноярского городского автодорожного моста была применена уникальная технология монтажа железобетонных полуарок весом более 1,5 тыс. тонн и замыкание сводов на плаву в пролете. За внедрение этой прогрессивной технологии начальник мостоотряда Н.А. Богдзель, главный инженер И.П. Калинников, начальник участка А.И. Бахтин вместе с авторами проекта Егоровым и Ивановой были удостоены Ленинской премии. Завершилось же строительство моста через Енисей в октябре 1961 года. А впоследствии решением исполкома Красноярского краевого Совета №345 от 24 декабря 1986 года Коммунальный мост включили в список памятников истории и культуры Красноярского края, подлежащих государственной охране как памятники местного значения.

Начало строительства Коммунального моста. Апрель 1957 г. Начало строительства Коммунального моста. Май 1957 г. Строительство Коммунального моста. Май 1958 г. Железобетонные полуарки Коммунального моста.
Уникальная технология монтажа железобетонных полуарок. Уникальная технология монтажа железобетонных полуарок. Уникальная технология монтажа железобетонных полуарок. Строительство опор  Коммунального моста.
Железобетонные полуарки Коммунального моста. Строительство Коммунального моста. 1960 г. Строительство Коммунального моста. Рабочий поселок Мостоотряда №7 в районе предмостной площади (правый берег). 1960 г.
Праздничное открытие Коммунального моста. 17 октября 1961 г. 17 октября 1961 года по Коммунальному мосту прошли первые трамваи. Испытание Коммунального моста на Абаканской протоке. 1961 г. Коммунальный мост.
Коммунальный мост. Вид с правого берега на Коммунальный мост. Коммунальный мост. Коммунальный мост.
Коммунальный мост - визитная карточка города Красноярска. Ночной  Коммунальный мост. Вид с левого берега.

 

Уже в 1963 году в докладных записках Совету министров РСФСР исполком Красноярского краевого промышленного Совета сообщает о необходимости строить новый мост через реку Енисей, а также вынести аэропорт за пределы города, что было учтено при разработке нового генплана застройки города Ленинградским институтом «Гипрогор».

Максимальная расчетная пропускная способность Коммунального моста на момент постройки в 1961 году составляла 2880 единиц автомобилей в час. В связи с бурным развитием промышленности и ростом населения уже в 1968 году реальная пропускная способность составила уже 2900 единиц автомобилей в час, т.е. была полностью исчерпана, что подтверждалась технико-экономическими обоснованиями, составленными институтом «Гидрокоммундортранс». В связи с этим встал вопрос о строительстве второго автомобильного моста через Енисей. Предполагалось, что со строительством нового моста сократится общий годовой пробег только одних автобусов на 12960 тыс. км, что даст прибыль в сумме около 2,43 млн рублей в год.

Строительство нового моста в краевом центре, начатое в 1978 году, также как и Коммунального моста, велось коллективом Мостостроя №2 под руководством С.Н. Виноградова. Возведение моста осуществлялось с применением самых современных технологий. Впервые в СССР была применена облицовка моста из железобетонных блоков большой прочности и износостойкости. Еще до открытия движения по мосту решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета №276 от 19 августа 1986 года построенному мосту было присвоено наименование «Октябрьский». Торжественное же открытие состоялось 29 августа 1986 года. Первоначально Октябрьский мост имел по 3 полосы движения в каждом направлении. При его реконструкции и ремонте в 2006-2008 годах их количество было увеличено до четырех полос над руслом и протокой Енисея и по пять полос на сухопутной части по острову Татышев за счет демонтажа трамвайных путей на мосту.

Начало строительства Октябрьского моста. 1984 г. Начало монтажа Октябрьского моста через главное русло. Строительство Октябрьского моста. 1984 г. Строительство Октябрьского моста. 1984 г.
Строительство Октябрьского моста. 1984 г. Монтаж пролета Октябрьского моста. 1985 г. Последний стык Октябрьского моста. 1985 г. Октябрьский мост через р. Енисей.
Татышевская протока. Испытание Октябрьского моста. 1986 г. Торжественное открытие Октябрьского моста. 1986 г. Первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко и бригадир В.А. Галышев торжественно открывают Октябрьский мост. 1986 г.

 

Практически одновременно со строительством Октябрьского моста в 1979 году началось строительство стратегического железнодорожного моста под кодовым названием «777», которое осталось по сей день. При строительстве моста учитывались не только стоимость самого сооружения, но и прочие сопутствующее расходы. Так, Сибирский государственный проектно-изыскательский институт транспорта при составлении проектно-сметной документации на строительство моста «777» предусматривал средства на возмещения убытков землепользователям, потерь сельскохозяйственного производства и снос жилых строений в местах прохождения железнодорожного пути.  Мост «777» или Коркинский мост строился по новым технологиям на буронабивных сваях.  В процессе строительства было принято решение совместить железнодорожный путь с автодорожным. Были сооружены опоры под два железнодорожных пути, однако в итоге был проложен только один путь. Завершилось строительство моста в 1984 году. Основным назначением моста являлось создание резервной магистрали для пассажирского железнодорожного транспорта и основной для грузового транзитного. С введением в эксплуатацию в 2008 году нового моста на глубоком автомобильном обходе города Красноярска важность моста «777» в логистике грузового транзитного автотранспорта значительно снизилась.

Буронабивные сваи моста 777. Возведение опор моста 777 Возведение опор моста 777. Монтаж металлоконструкций моста 777.
Строительство моста 777. Монтажники за работой на мосту 777. Строительство моста 777. На строительстве моста 777. Начальник Мостотряда-7 Сергей Николаевич Виноградов и второй секретарь крайкома КПСС Л.Г. Сизов.
Строительство моста 777. Запуск первого состава по мосту 777. Первый состав на мосту 777. Открытие автомобильной части моста 777.

Особое место среди мостов города Красноярска занимает прекрасный вантовый мост, который носит имя начальника Мостоотряда № 7 С.Н. Виноградова. Уникальность этого пешеходного моста в том, что он не имел хозяйственного значения. Впервые о необходимости устроить места отдыха на островах для горожан заговорили при планировании проекта Большого Красноярска еще в 1930-е годы XX века. По объективным причинам к строительству моста приступили в 1979 году. Работы по возведению объекта вел Мостоотряд № 7. Сдача моста в эксплуатацию и его открытие состоялись в 1985 году. Мост являлся и является по сей день частью архитектурного ансамбля Стрелки, включающего в себя здание филармонии с большим и малым концертными залами, здание бывшего Красноярского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Вантовый Виноградовский мост с момента постройки стал любимым местом прогулок жителей и гостей города.

Строительство вантового моста. Строительство вантового моста. Строительство вантового моста на остров Татышев. 1984 г. Вантовый мост через протоку р. Енисей на остров Татышев. 1986 г.
Вантовый мост. Вантовый мост - часть архитектурного ансамбля Красноярска. Вантовый мост через протоку р. Енисея. 1999 г.

Несмотря на построенные великолепные мосты, город Красноярск растет и развивается и требует для своего дальнейшего успешного роста новых масштабных строек. 4-й мост стал логическим продолжением строительных подвигов прошлого. Мост стал самой масштабной стройкой последних 30-и  лет – после сдачи Октябрьского моста. 4 июня 2012 года в Красноярске был подписан государственный контракт на строительство 4-го автодорожного моста. Начала работать первая техника.  А уже 29 октября 2015 года мост был торжественно открыт. Но это был лишь первый этап грандиозной стройки Красноярска. Необходимо приложить еще много труда, чтобы мост заработал во всю свою мощь. 4-й мост не только уменьшит транспортную нагрузку на дороги краевого центра, но и станет помощником в проведении XXIX Всемирной Универсиады 2019 года в Красноярске. Но самое главное то, что 4-й мост сделает город еще удобнее, еще комфортнее и привлекательнее для жизни.

Руководитель архивного агентства Красноярского края Александр Борисович Казицин на открытии 4 моста. 29 ноября 2015 г. Губернатор Красноярского края Виктор Александрович Толоконский на торжественном открытии 4 моста. 29 ноября 2015 г.
Колонна велосипедистов на торжественном открытии 4 моста. 29 ноября 2015 г. Четвертый мост.

На выставке использованы материалы из фотофондов и кинофонда КГКУ "Государственный архив Красноярского края".

Ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»
Е.В. Царев

список статей