НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ ЕНИСЕЙСКЕ

5 октября – это день, когда свой профессиональный праздник отмечают все учителя, преподаватели и работники сферы образования.

Предлагаем вашему вниманию подборку документов об истории народного образования в г.Енисейске, подготовленную главным методистом МКУ «Архив города Енисейска» М.Н.Перуниной.

Из газеты «Сибирь» № 33 от 1878 года: «В здешней мужской прогимназии уроки начались 9-го августа; мне случайно привелось увидать недельное расписание уроков в низшем классе и меня поразило обилие уроков латинского языка, коих в неделю назначено 8, так что на два дня приходится по 2 урока; тогда как на русский язык назначено лишь 4 урока; а на остальные предметы: математику, закон божий, географию, черчение и чистописание по два урока. Страшно становится за наших детей!» (Ф.6. «Енисейский краеведческий музей». Оп.1. Д.41. Л.7).

Из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири от 1883 года: «Приказами генерал-губернатора Восточной Сибири, состоявшимися… 10 февраля 1883 г. за № 12, окончившая курс в Иркутском девичьем институте, дочь коллежского советника Александра Шашковская определена и.д. учительницы географии и французского языка в младших классах Енисейской женской гимназии» (Ф.6. «Енисейский краеведческий музей». Оп.1. Д.38. Л.14об).

Из газеты «Сибирский вестник» № 107 от 1894 года: «Учебный год начался у нас окончательно: в начальных классах и женской гимназии еще с 17-го числа, в уездном училище 22-го и в классической прогимназии с 27-го; для воспитанников последней 17 числа была устроена загородная прогулка, как и по окончании учения 3 июня, с музыкой, гимнами, маршами, песнями. Сегодня, 28 августа, открывается обществом попечения о начальном образовании в Енисейске женская воскресная школа. Начало учения – факт, повторяющийся ежегодно; но тем не менее, он всякий раз наводит на раздумье и размышление всех, кого он так или иначе касается. С началом учебного года масса детей, до сих пор росших и воспитывавшихся в семейной обстановке, вступает в новую, очень несхожую с прежнею, – школьную аудиторию и среду сверстников; это – своеобразный мир, представляющий из себя нечто сплоченное, со своего рода нравами, общественным мнением, дисциплиной. Представляя из себя гражданское общество в миниатюре, он нередко более действует на выработку и склад ума и характера детей, чем самые уроки и учителя, хотя и последние, конечно, имеют и должны иметь очень почтенную роль в их развитии…» (Ф.6. «Енисейский краеведческий музей». Оп.1. Д.49. Л.7об.).

Из газеты «Енисей» №112 от 1903 года: «Енисейское городское училище недавно образовалось из уездного училища и имело всего три выпуска учеников. Выпуск нынешнего года можно вполне считать с законченным курсом городских училищ. Первые два выпуска могли быть с недочетами, так как приходилось согласовать программы двух учебных заведений – уездного и городского… Енисейское городское училище послужило образцом для других училищ: по тому же типу стали переустраивать другие училища в губернии. Система преподавания в училищах предметная. В течение первых трех лет существования училища русский язык преподавал И.Р.Мельников, а в последний год И.В.Майлов, оба знатоки своего дела. Теперешний инспектор городского училища В.М.Курочкин более 15 лет преподает математику, воспитал целое поколение бухгалтеров, счетчиков и других служащих в разных учреждениях» (Ф.6. «Енисейский краеведческий музей». Оп.1. Д.38. Л.8об.).

Из положения об общеобразовательных школах взрослых повышенного типа, 1922 г.: «1. Общеобразовательные школы взрослых повышенного типа ставят своей задачей дать возможность обучающимся в них сознательно относиться как к общественным явлениям, так и к явлениям естественно-исторического порядка. 2. Общеобразовательные школы взрослых повышенного типа подразделяются на две основные группы: 10 с сельскохозяйственным уклоном и 20 с индустриально-производственным уклоном. Уклон выражается в особом подборе учебного материала, опирающегося на факты из повседневной жизни слушателя и освещающего прикладное значение каждой науки для сельского хозяйства и индустрии». (Ф.Р-25 «Енисейский уездный отдел образования». Оп.1. Д.1. Л.Л. 96-97).

Из газеты «Енисейская правда» №21 от 10.02.1939 года: «В 1937 году впервые в Енисейске открылась средняя школа взрослых. На содержание этой школы отпускаются большие средства. Есть все возможности, чтобы школа работала хорошо, организуя повышение общеобразовательного уровня взрослых». (Ф. Р-210 «Енисейская правда». Оп.3. Д.9. Л.40).

Из статьи директора педагогического училища Т.Толстых, газета «Енисейская правда» № 1 от 01.01.1939 года: «Енисейское педагогическое училище народов Севера готовит кадры народных учителей для русских школ и для школ Крайнего Севера. В 1938 году педучилище дало стране 69 учителей. Сейчас в нем обучается 420 учащихся, из них 115 человек – из народностей Севера. Основной задачей 1939 года является выпуск 90 учителей, из них для крайнего Севера – 19 человек. В 1939-1940 учебный год мы должны набрать в 1-е классы училища 180 учащихся, а вместе с заочным сектором в 1939 году в педучилище будет обучаться 700 человек…» (Ф. Р-210 «Енисейская правда». Оп.3. Д.9. Л.1об.).

Из газеты «Енисейская правда» № 128 от 01.11.1957 года: «Орденоносец Александра Федоровна Козьминская – одна из старейших преподавателей города. В школе, на улице, на каждом шагу встречаются с ней, почтительно здороваются сотни людей самых различных возрастов и профессий – бывшие ее ученики… Трудно даже сосчитать, сколько воспитала она и выпустила в жизнь за 30 лет бессменной работы в 45-й средней школе. Б. Болотов, С. Хасанова, К. Кузнецова, А. Зырянова – ее бывшие ученики работают сейчас вместе с ней преподавателями… Когда Александра Федоровна рассказывает о себе, в глазах ее вспыхивает гордость за свой коллектив, за свою профессию: 
– Окончила я Енисейскую женскую гимназию в 1912 году. В те времена женщин училось очень немного. В единственном выпускном классе было всего-навсего 14 девушек. По окончании гимназии работала преподавателем в Анциферовской сельской школе. Пожалуй, это был единственный путь для женщины. О продолжении образования нечего было и думать… Революцию встретила в Анциферово. Несмотря на то, что село было довольно глухое, известие о свержении самодержавия не было для жителей села неожиданным: здесь находилось много ссыльных большевиков, которые вели большую разъяснительную работу среди местных крестьян… и я, тогда совсем еще молодая девушка, слушала их и мечтала о будущем… Октябрьская социалистическая революция дала мне возможность получить высшее образование. С тех пор моя судьба неразрывно связана с 45-й Енисейской средней школой. Сейчас, накануне сороковой годовщины, я сравниваю условия обучения раньше и теперь и вижу, какая это огромная разница, какие пути и перспективы раскрыты в наше время перед учащимися».  (Ф.Р-210 «Енисейская правда». Оп.3. Д.27. Л.253).

список статей


Январь, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонс