ЛАЗЕЕВА О.В. ЖЕЛЕЗНОГОРСК. НАЧАЛО (ПОСВЯЩАЕТСЯ ВИКТОРУ ЧУЕВУ, ПЕРВОСТРОИТЕЛЮ ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, В ГОД СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ ГОРОДА)

                                                                                             Новый город
                                                                                                 Еще звучали взрывы аммонала,
                                                                              И зверь испуганный
                                                                                   В тайгу бежал, трубя,
                                                                                                           Еще на картах – и больших и малых –
                                                                                                Кружочком не отметили тебя,
                                                                                               А мы, окидывая взглядом горы
                                                                                                И берега стремительной реки,
                                                                                                Землянки эти называли: город,
                                                                                                Реальности и картам вопреки.
                                                                                                    Мы не были в ребяческом азарте,
                                                                                              Мы знаем цену слова и труда.
                                                                                                          Теперь его найдешь на каждой карте,
                                                                                                      Но лучше съездить все-таки туда!

                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                   Аркадий Пржиалковский, 1960 г.

14 августа 2020 года Железногорску исполняется 70 лет. С самого «рождения» ему суждено было стать уникальным городом. Необычным в его появлении на свет было все: и предпосылки создания Горно-химического комбината, и выбор площадки, и темпы строительства, и сам комбинат, для строительства которого за 10 лет в гранитных породах 14 категории прочности была построена подземная выработка, соизмеримая с тем, что построили за 30 лет московские метростроевцы в рыхлых породах под столицей. Такой комбинат до сих пор не имеет аналогов в мире.

Въезд в город.  На перекрестке ул. Советская - Советской армии. Конечно, в юбилейный год нельзя не упомянуть о строителях города, чей подвиг вписан в летопись Железногорска. Эту летопись подготовили для горожан журналисты городского радио в год десятилетнего юбилея Соцгорода в далеком 1960 году, собрав воспоминания очевидцев и документальные рассказы первостроителей. Все эти материалы хранятся сегодня в фонде Р-25 «Радиокомитет» муниципального архива города Железногорска. Обратившись к этим документам, мы можем сегодня прикоснуться к истории как самого города, так и людей, которые с огромным энтузиазмом и желанием построить новый прекрасный город для будущих поколений совершили невозможное.

Железногорск расположен в 60 км от столицы Красноярского края. Долгие годы он был засекречен и даже не отмечался на гражданских географических картах. «Девятка», «Соцгород», «Красноярск-26» – это привычные названия города, чья история началась семь десятилетий назад с постановления Совета министров СССР от 26 февраля 1950 г. «О комбинате № 815», подписанного И.В. Сталиным.

В течение 1949 года была выбрана площадка для строительства, а изыскатели положили начало ее топографической съемке и геологическому обследованию. Автотранспортом и по Енисею было завезено первое самое необходимое оборудование и строительные материалы. Перед самым ледоставом в октябре прибыла первая баржа с лесом, поставлена первая лесопильная рама, построены первые склады.

26 февраля 1950 года начальником строительства был назначен Михаил Михайлович Царевский, главным инженером – Аркадий Григорьевич Андреев: «Их было 11. После распределения нагрузились рюкзаками с продовольствием и двинулись в тайгу, на месте которой они начнут строить город. Всем им было по 18-20 лет. Это как раз тот возраст, когда кажется, что где-то без тебя творятся удивительные дела, а ты сидишь сложа руки. Это такой возраст, когда до чертиков надоедает опека родителей, когда хочется сесть в первый попавшийся поезд, идущий на Восток, и махнуть далеко-далеко к кострам и палаткам. 1950 год, 11 сентября. К вечеру вышли на поляну, окруженную высоченными соснами. Посредине – рубленый амбар – наше жилище. Дима Логинов пожалел, что будем жить не в палатках. Наш женатик, Афанасий Толстиков, ехидно заметил: «Посмотрел бы я на тебя, как бы ты прыгал в палатке в 50-ти градусный мороз». Все сразу приумолкли. Завтра приступаем к работе».

Больничный городок. Первая поликлиника была открыта в 1955 году.В июне 1950-го года ведутся подготовительные работы для создания жилого городка. В бездонные пучины многочисленных топей и болот валятся деревья, тысячи кубов земли и бутового камня. Строятся дороги. Летом 50-го года население строительства, включая женщин и детей, составляло несколько тысяч человек. Встал вопрос об организации санитарного отдела и оборудования помещений под школы для учебы детей. Строительство шло полным ходом.

Официальной датой основания Железногорска следует считать 14 августа 1950 года. В этот день изыскатели под руководством главного геодезиста строительства Никиты Паловича Козела уже не на карте, а на земле поставили первую отметку будущего города, что дало начало двум первым улицам – Советской и Вокзальной. От этого колышка строители начали прорубать просеки по створам намеченных городских магистралей: «Утро занялось на славу. Багровое солнце нехотя поднялось над притихшей тайгой и теперь, присев на верхушки сосен, гордо оглядывало свои необъятные владения. Ребята стояли, как завороженные, не решаясь нарушить тишину этого сказочного утра.
- Красотища-то, - прошептал Семен.
- А сопки какие, - в тон ему вздохнул Виктор Чуев, - вот где трамплин-то устроить. И скатился бы. Я ведь в деревне лучшим лыжником считался.
- А теперь все это наше, - словно раздумывая, заговорил Толстиков. – И такой мы здесь с вами город построим! Любо-дорого! И трамплин будет. Специально для Виктора построим, а потом глядеть все вместе придем, как он рекорды будет ставить. Ты уж тогда, брат, не подведи!
- Не подведу, ребята, - просиял Виктор. – Ей Богу, не подведу!».

Застройка площади им. В.И.Ленина. 1950-е годы. Фото из архива Попова В.Т.Кинотеатр Спартак, ул.Ленина. 1958 год.С востока Железногорск обрамляет Атамановский хребет – низкогорный массив, холмисто-сопочное образование, являющееся отрогом Саян. Название хребту дало село Атаманово, в которое он практически упирается. До того, как в 1949 году ленинградские изыскатели присвоили хребту собственное название, он оставался безымянным. Именно Атамановский хребет был признан самым подходящим местом для строительства будущего Горно-химического комбината, без которого не было бы и самого города. По документам комбинат № 815 вступил в строй действующих предприятий СССР 28 августа 1958 года.

«Наступила зима. Декабрь выдался лютый. Временами мороз доходил чуть ли не до 60 градусов. В такие дни работать было невозможно. Все думали лишь о том, как не замерзнуть. Царевский приезжал каждый день».

В первый год строительства в пору распутицы и бездорожья самым надежным средством передвижения был гужевой транспорт. Первый транспортный батальон был привезен генералом Царевским из Челябниска-40 и насчитывал 50 лошадей. Позже конный парк был увеличен до 2000 голов. Лошадей нужно было кормить. Бывало, что строители отдавали животным свой дневной паек. Одновременно решался вопрос строительства железной дороги. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью. По проложенным ранее рельсам сразу же подвозились материалы и оборудование, а строители шли дальше. В октябре 1950 года специальный штабной вагон начальника строительства стоял в тупике на станции Байкал. Спускаясь по его ступенькам на землю и пробираясь сквозь густые заросли ивы, тальника и смородины, главный инженер Аркадий Григорьевич Андреев, конечно, не предполагал, что через восемь лет одну из самых широких и красивых улиц будущего города назовут его именем. Наряду со строительством жилья, медицинских пунктов, школ в августе, сентябре и октябре продолжается строительство хлебопекарен, ДОКа, клубов, тянутся линии электропередач.

«Беда нагрянула нежданно. В тот день все было как обычно. Морозное утро, бледное зимнее солнце, напряженная работа. И вдруг страшная весть – убили Витьку Чуева, Витьку, нашего Витьку, весельчака и балагура, страстного лыжника, мечтающего скатиться с нового трамплина… Убили. Он был жив, когда ребята увидели его. Он тяжело открыл глаза и тихо прошептал: «Умираю я, ребята, вот какое дело».
- Брось хандрить, Витька, ты еще всех нас переживешь. Мы еще будем смотреть, как ты прыгнешь с трамплина, твоего трамплина, Витька!
- Нет, ребята, видно не придется. Вы уж... там… за меня.
И он глубоко вздохнул последний раз, словно навсегда хотел унести с собой этот таежный воздух».

В 2020 году Железногорск празднует свой юбилей. Жители любят свой город, утопающий в зелени, за его уют, красоту зданий, прекрасное озеро и парк. Но мы должны помнить, что это заслуга людей, сделавших стройку смыслом своей жизни, положивших все силы на то, чтобы город все-таки был построен и чтобы будущие поколения жили в нем счастливо.

Основание: Ф. Р-25. Оп. 1. Д.155. Л. 45-53; Ф.Р-25. Оп. 1. Д. 207. Л. 2-12

список статей


Январь, 2021
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонс