СОЛОМЕНЦЕВА Л.П. ИСТОРИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ИВЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Продолжая тему 395-летия Енисейского Иверской иконы Божией матери женского монастыря расскажем о судьбе последнего, служившего до закрытия церкви в мае 1923 года, священника о. Иоанне (Вазингере).

Отметим, что первые упоминания об Иване Федоровиче Вазингере в документах архива встречаются в деле об изъятии церковного имущества Иверской церкви. В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства» все имущество первоначально передавалось избранному церковно-приходскому совету. Так, протоколом №1 церковно-приходского совета при Енисейской Иверской церкви от 27 апреля 1923 года председателем был избран о. Иоанн Вазингер.

Анкета И.Ф.ВазингераПродолжение анкеты И.Ф.ВазингераСогласно анкете, «заполненной сведениями о служителях культа всех вероисповеданий, проживающих в пределах Енисейской губернии», Вазингер Иван Федорович православного вероисповедания, состоял в сане священника, возрастом (на момент заполнения анкеты) 51 год (приблизительно 1872/73 г.р.), состоял при Иверской церкви; воинскую повинность не отбывал, происходил из крестьянского сословия; родился в с.Назимово; в Енисейске проживал с 1900 года; «вступил в секту» (так в тексте) в 1904 году по желанию; семья: жена, 46 лет, дети Михаил, Александр, 16 лет, Алексей, 14 лет, Клавдия; жена — домохозяйка, дети — учащиеся. Помимо непосредственно служения в церкви, занимался Иван Федорович и преподаванием Закона Божьего. В книге протоиерея Геннадия Фаста «Енисейск православный» встречаем такие сведения: «В 1920 г. в женском монастыре шло обучение девочек. По воспоминаниям современников, в 20-е годы преподавали и Закон Божий, но потом запретили (преподавал о. Иоанн Вазингер)». Согласно сведениям из православной энциклопедии, он служил в Иверской церкви с 1919 года.

3 мая 1923 г. председатель церковного совета священник Иоанн Вазингер обращается в Окончание анкеты И.Ф.Вазингера.уисполком с просьбой разрешить проживание при церкви трех человек: двух служителей и одного для исполнения псаломщических обязанностей, на что был получен отказ – «общежитий в богослужебных домах устраивать не разрешается». Постановлением от 14 мая 1923 года «в связи с выяснившимся фактом сокрытия церковного имущества при составлении описи постановили произвести проверку и привлечь к ответственности виновных» (и Вазингера в том числе как председателя бывшего церковного совета — авт.). О последующей мере взыскания в документах архива никаких сведений нет. Президиум Енисейского уисполкома на своем заседании 15 мая 1923 года постановил: «Договор, заключенный с Иверской православной общиной 28 апреля, ввиду нарушения ею пункта 15 расторгнуть. Церковь закрыть и передать в распоряжение укоммунхоза для использования».

Так Иверскую церковь ровно через три века со времени основания постигла участь всех церквей Енисейского уезда — она была закрыта, последним духовником до ее закрытия суждено было стать о. Иоанну Вазингеру. Далее, как следует из книги Г.Фаста «Енисейск православный», он продолжал службу в Успенской церкви.

Теперь обратимся непосредственно к материалам его личного дела — дела лишенного избирательных прав как бывшего служителя религиозного культа. Как следует из документов, приложенных к делу, избирательных прав он был лишен еще в 1920 году как священнику. Однако и после того, как он оставил в 1929 году службу в церкви, восстановиться в правах ему так и не удалось. Так, в протоколе заседания Енисейской комиссии по проверке списков лиц, лишенных избирательных прав, от 15 мая 1930 года читаем: «Слушали: п.15. Вазингер Иван Федорович, (..) лишен избирательных прав с 1920 г. как служитель религиозного культа — священник. Постановили: Оставить в списках лиц, лишенных избирательных прав, на основании п.«м» ст. 15 Инструкции о выборах в Советы».

Следующий протокол, приложенный к делу (от 24 ноября 1930 года), поясняет причину отказа и предлагает ему отречься от сана публично: «В ходатайстве отказать за неимением 5 лет трудстажа и предложить таковому опубликовать в печати, что он считает занимаемую должность священника несправедливой, а потому вышел из сана священника, желает доказать себя на пролетарской работе как труженика и приобретая себе права гражданина». Далее следует заявление Ивана Федоровича в Енисейский городской совет (от 05 мая 1931 г.): «Настоящим предъявляю, что, не желая стоять на доВыдержка из списка жителей г. Енисейска, лишенных избирательных прав. 1930 год. роге социалистического строительства, я с 4 августа 1928 года (исправлено на 1929 г.) совершенно прекратил свое священническое служение, но будучи с указанного времени без службы и получая отказы в поступлении на какую-либо гражданскую службу, как не имеющий права голоса, оказался совершенно без средств к существованию, а посему убедительно прошу Енисейский горсовет поспешить к рассмотрению настоящего моего заявления в утверждении меня в праве голоса, чтобы иметь возможность поступить на какую-либо гражданскую службу и тем самым поддержать себя к существованию и приносить хотя бы незначительную пользу своею службою государству».

Однако, как следует из документов, городской Совет не спешил с рассмотрением дела. Из последующего заявления Вазингера (от 20 октября 1931 года) мы узнаем, что трое его сыновей, «воспитанных в духе последнего времени», находятся на советской службе: старший (29 лет, из красноармейцев) – инженером, средний (24 л.) — учителем и младший (22 л.) — счетоводом. Сам Иван Федорович «вознамерился послужить на пользу Советскому правительству и с 15 июля 1931 года вступил в кадр рабочих при местном горсоюзе». Таким образом, на момент подачи заявления работал он уже четвертый месяц, но и этот факт не поспособствовал его восстановлению в правах — 24 ноября 1932 года он вновь получил отказ.

Документы рассказывают нам о дальнейшем трудовом пути Ивана Федоровича. Из них мы узнаем, что до 15 сентября 1932 года он прослужил в Енисейском коммунальном тресте в качестве дворника, с 15 ноября 1932 года по 15 апреля 1933 года – счетоводом, но «как несоюзный и тем более религиозен, был уволен и перешел опять на черные работы и затем поступил в Енисейский комтрест с 1 марта 1934 года в качПротокол №1 церковного совета. естве дворника, но почувствовал упадок физических сил вследствие преклонных лет». Таким образом, Иван Федорович проработал всего 3,5 года на черных работах и не имел более возможности «по своим преклонным летам исполнять тяжелых еще 1,5 года». И потому он снова и снова обращается с просьбами в городские и краевые инстанции о восстановлении его в правах, так как ему как лишенцу отказывают не только в службе в организациях, но и даже в качестве караульного или рассыльного.

Одно за другим прилагаются к делу заявления истца, но ответа на них все не было. И лишь в 1934 году краевой комиссией по рассмотрению жалоб и ходатайств лишенных избирательных прав (5 июля 1934 года) и избиркомом (17 октября 1934 года) Ивану Федоровичу вновь было отказано, все по тому же основанию – «не имеющий 5-ти лет стажа общественно-полезного труда». На этом дело «лишенца» Вазингера было закрыто, на этом закончились многочисленные просьбы и ходатайства истца и отказы инстанций.

О дальнейшей судьбе бывшего священнослужителя мы узнаем из других источников. В ранее упоминавшейся книге «Енисейск православный» Геннадия Фаста читаем: «К концу 1930-х годов были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда. А также все монастыри Енисейской епархии. По воспоминаниям старожилов, среди последних священников города в Иверской церкви — о. Иоанн (…) Умолкли енисейские колокола. В соборе устроили котельную. В Троицкой церкви — гараж, в Иверской — клуб, там проходило голосование. (…) Волна расстрелов в 1937 году. (…) В Енисейске расстрелян иерей Иоанн Вазингер — последний священник Иверского монастыря, служивший потом в Успенской церкви, затем работавший в миру».

Таким трагичным оказался финал последнего священника Иверского монастыря о. Иоанна Вазингера, виновного лишь в том, что посвятил свою жизнь служению церкви, не соответствующей идеалам новой власти.

 

Основание: Ф.Р-53. Оп.1. Д.114. Ф.Р-162. Оп.3. Д.42.; Библиотечный фонд: Фаст Г. Енисейск православный. – Красноярск, 1994. - С.81,89; Распуткина М.Г. Енисейский Иверской иконы Божией Матери женский монастырь. 1623-2015 гг. - Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pravenc.ru/text/189969.html/, свободный (10.04.2018).

список статей



календарь памятных дат