КАЛЮГА А.Е. СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА ПОКОЛЕНИЙ

24 октября 1997 года состоялось торжественное открытие мостового перехода «Корона Тубы» через реку Туба.

В 1626 году на правом берегу полноводной Тубы образовалось село Курагино. С течением времени оно разрасталось. На левобережье образовались деревни Белый Яр, Мурино, Кочергино, крестьяне из которых приезжали на ярмарки в Курагино. В свою очередь, курагинцы со своим товаром выезжали в г.Минусинск, и самой трудной задачей для них была переправа через реку Туба. Для этой цели использовались лодки, плоты.

С развитием района, увеличением количества автомобильного транспорта, появилась необходимость обустройства более надежной и грузоподъемной переправы через Тубу. С 1933 года организация переправ была возложена на районный дорожный отдел. Особой его заботой была паромная переправа через Тубу, обслуживание которой осуществлялось колхозами и организациями по разнарядке. В 1946 году в Курагино была образована линейно-эксплуатационная контора. Конторе был выделен земельный участок под пристань, в связи с ее постройкой и эксплуатацией в штатном расписании конторы и появилось подразделение «Пристань». В 1949 году конторе была передана паромная переправа на реке Туба. Силами работников Курагинской пристани был построен большой деревянный паром, державшийся на плаву на деревянных лодках. До этого грузы и людей переправляли через Тубу на баржах. За пользование паромной переправой взималась такса, которая утверждалась решением Курагинского райисполкома и публиковалась в районной газете. В 50-х годах в период ледохода и разлива реки паром не работал, а людей и грузы переправляли на лодках, взимая плату в двойном размере.

Бригада буровиков Сибмоста. Бригадир В.И.Кафтанов. 1993 г. Из личного архива А.Е.КалюгиРайон динамично развивался. Планировалось строительство двух железных рудников: Ирбинского и Краснокаменского. Требовалось строительство автомобильного моста. При строительстве железной дороги Абакан-Тайшет этот вопрос также поднимался районными властями. Предлагался вариант совмещенного железнодорожного и автомобильного моста. Но по ряду причин, и в первую очередь финансовых, этому проекту не суждено было состояться. Грузы, в том числе железную руду, стали возить железнодорожным транспортом, а курагинские катера перевели в Минусинск. В связи с этим Тубинский эксплуатационный участок малых рек переименовали в «Пристань Курагино». В ее ведении по-прежнему находились Курагинская паромная переправа, на которой уже работали катера МБВ.

Специалисты паромной переправы старалась обеспечить качественную транспортную связь района с другими территориями. На пароме переправлялись грузы и легковые машины, молоковозы, перевозились строительные материалы, даже скот гуртами на летние выпасы, что увеличивало расходы организаций. Не смотря на героические усилия работников парома, десятки людей на машинах в «час пик» часами ждали своей очереди, чтобы переправиться на противоположный берег. Нередко среди пассажиров возникали скандалы по поводу очередности, частыми были случаи повреждения автомобилей, а также их съезда в реку. В зимнее время специалистами Курагинского ДРСУ через реку по льду обустраивалась ледовая переправа, на которой намораживался лед. Регулярно производились его замеры, устанавливались соответствующие знаки, а также осуществлялась расчистка ледяной дороги от снега.Ежегодно открытие Курагинской паромной переправы после ледохода было долгожданным событием. Ведь в период ее закрытия осенью и до обустройства ледовой переправы через Тубу, а также весной автомашины ездили через автодорожный мост, находящийся у с.Городок Минусинского района, что удлиняло маршрут на несколько десятков километров.

В конце 80-х годов на Курагинскую паромную переправу был поставлен теплоход «Ангара-21» мощностью 300 лошадиных сил, а паром-катамаран грузоподъемностью 100 тонн был изготовлен из железа. С учетом ширины реки в месте паромной переправы (около 400 метров) пропускная способность составляла около 1000 машин в сутки, что было явно недостаточно. Из-за обмелевшей реки период навигации уменьшился и начинался 20 мая, а заканчивался 1 октября.

Бригады Н.К.Бурматова и А.Ф.Карих, 1997г. Из фондов муниципального архива.Летом паром причаливал к берегу п.Курагино, а в большую воду его сплавляли в с.Мурино, так как невозможно было причалить к курагинскому припаромку (съезд с парома, изготовленный и бревен и досок). От Мурино до Курагино паром, загруженный автомашинами, теплоход вместе с катером толкали против течения около часа. Иногда в таких ситуациях на помощь приходил минусинский теплоход «Ангара-24» со своим экипажем. Когда уровень воды падал, то приходилось перетаскивать припаромок ближе к воде с помощью трактора и автомашины ЗИЛ. По расчетам специалистов в связи с возрастающей интенсивностью движения необходимо было к 1990 году запустить второй паром, а в 2005 году – третий.

По настойчивым просьбам районного руководства, в конце 80-х годов краевые власти начали поиск источников финансирования на изыскание и проектирование автомобильного моста через реку Туба в Курагинском районе. Разработка проекта мостового перехода была поручена одной из ведущих проектно-изыскательских организаций России ОАО «Трасмост» (г.Санкт-Петербург). Главным инженером проекта был назначен Б.А.Кецлах. В 1992 году начались поиски оптимального месторасположения трассы. В администрации района была образована комиссия, которая рассмотрела три варианта: в районе с.Пойлово, на месте паромной переправы п.Курагино и ниже по течению Тубы в 100-150 метрах от железнодорожного моста. По основным критериям – стоимость, сроки строительства и трудоемкость – наиболее приемлемым оказался второй вариант.

Строительство моста неоднократно было под угрозой срыва по причине недостаточного финансирования. Регулярно заседали штабы, на которых оперативно решались возникшие проблемы и координировалась работа строителей. Четко и оперативно работали поставщики и подрядчики. Сверхпрочный бетон поступал из Абакана, при этом каждая машина сопровождалась сертификатом качества. Металлоконструкции поставляло АО «Улан-Удэстальмост». Подходы к мосту оборудовали Курагинское ДРСУ. Население, особенно сел Мурино и Белого Яра, с нетерпением ждало завершения строительства моста. Люди, вопреки запретам, даже пытались проходить на другой берег по качающимся железобетонным конструкциям, ведь у многих по разные стороны реки проживали родственники.

Строительные работы на струенаправляющей дамбе, 1997 г. Из фондов муниципального архива. Строительство подъездных путей к мостовому переходу, 1993 г. Из фондов муниципального архива.   Укладка асфальта на мосту, 1997 г.

В августе 1997 года прошли испытания моста нагрузкой по особой схеме. Девять КАМАЗов, груженых щебнем, по три в ряд двигались вперед и назад по мосту, выполняя заданные команды. Испытания проводил научно-инженерный центр Сибирской государственной академии путей сообщения г.Новосибирска. Специалисты с приборами замеряли определенные параметры на мосту и на конструкциях и опорах моста. На этом ответственном мероприятии присутствовали и заказчики, и подрядчики. Было определенное волнение: «А выдержит ли мост?» Но заключение о возможности эксплуатации объекта без каких-либо ограничений сняло все сомнения. Мост и подходы к нему были электрифицированы с установкой датчиков регулирования подачи электроэнергии. Была нанесена дорожная разметка, на разделительной полосе дороги установлены не применявшиеся ранее в районе светоотражатели под названием «кошачий глаз», произведенные в Израиле.

К торжественному открытию моста готовились очень ответственно. Был объявлен конкурс на его название. Учащиеся школ района боролись за возможность проехать первыми по мосту в школьном автобусе, разрабатывалась и церемония торжества, на которое были приглашены именитые гости.

Торжественное открытие моста. Из фондов муниципального архива.24 октября была солнечная погода. Задолго до начала мероприятия около моста стали собираться курагинцы, жители близлежащих деревень и даже районов. Была оборудована сцена, коллективы художественной самодеятельности проводили предпраздничную подготовку. Представители краевых и районных СМИ, Гостелерадио Хакасии, корреспонденты ИТАР-ТАСС, занимали удобные позиции. Несколько тысяч граждан, прибывших на торжество, ожидали начала церемонии и появления руководства. «Делегация гостей во главе с Губернатором края В.М.Зубовым, в том числе и я, вылетела на торжество из Красноярска вертолетом, - вспоминает глава района Л.А.Марченко. – При подлете к мосту мы в иллюминаторы увидели огромное скопление народа, которое и не ожидали увидеть. Промелькнула мысль: «А не забастовка ли это?» Время было тяжелое, инфляция, задержка выплаты заработной платы. Вертолет приземлился, а мы раздумываем: «Что же делать?». А когда увидели, что к вертолету бегут радостные ребятишки, тогда поняли, что народ собрался на праздник».

Прибывшие гости поздравили с вводом в эксплуатацию моста проектировщиков, строителей, население. Ученице Курагинской средней школы № 1 Насте Зиновьевой директором Абаканского филиала «Сибмост» В.А.Ковляшенко был подарен музыкальный центр за победу в конкурсе по названию моста. Конкурсной комиссией ее название - «Корона Тубы» – было признано лучшим. Священник Курагинского храма Сошествия Святаго Духа на апостолов иерей Александр провел благодарственный молебен. Украшением праздника стали показательные выступления Мост "Корона Тубы". Из фондов муниципального архива.самолетов Красноярского аэроклуба, выполнявшие фигуры высшего пилотажа. В честь праздника заплыв провели моржи Курагинского клуба «Льдинка», а работники военкомата произвели праздничные залпы. Дал последний прощальный гудок Курагинский паром, передавая своеобразную эстафету своему преемнику. Под аплодисменты присутствующих губернатор края В.М.Зубов и глава района Л.А.Марченко разрезали алую ленту, тем самым открыв движение по мосту. Первыми по нему проехали в празднично украшенном автобусе строители. В следующем автобусе были учащиеся школ района, заслужившие это почетное право своей достойной учебой. В этот день многие присутствующие на торжестве пешком проходили этот небольшой отрезок пути, о котором мечтали многие поколения курагинцев.

На торжественном собрании, посвященном знаменательному событию, много добрых слов было сказано в адрес районного руководства, краевых властей, специалистов и рабочих, воплотивших мечту в реальность. Многим из них были вручены Почетные грамоты и Благодарственные письма, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены С.Ф.Зяблов, А.Ф.Карих, В.А.Ортиков.

Строительство моста обошлось федеральной и краевой казне в более чем 150 миллионов рублей. Это один из дорогостоящих объектов, построенный за последние 20 лет в районе, тем более с оценкой «отлично». Но невозможно подсчитать значительный экономический эффект, который с течением времени все более очевиден. Мост «Корона Тубы» стал стратегически важным объектом в развитии инфраструктуры Курагинского района и юга Красноярского края, а также автодороги на Красноярск. Он будет долго служить людям и как образец коллективного труда, соединяющий берега и судьбы.

список статей



календарь памятных дат