ЛИТВИНОВА В. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

Великий Октябрь 1917 года – переломное событие в истории России, повернувшее ход истории в сторону больших перемен. Сейчас, спустя столетие, мы все чаще рассуждаем о противоречивости этого события.

В царской России статус малочисленных народов Севера во многом определялся Уставом об управлении инородцев, принятым 22 июля 1822 г. Законодательство об инородцах обеспечивало дифференцированный подход и учет особенностей групп малочисленных народов, исходя из идеи ограниченного, осторожного вмешательства общества и государства в систему культуры и экономики этих народов.

Чапогирский-Мирошко родовой совет, 1925 годСоветская государственно-правовая политика в отношении северных народов в Конституции РСФСР 1918 г. признавала наличие областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, гарантировала равные права гражданам независимо от их расовой и национальной принадлежности. Из того же исходила Конституция РСФСР 1924 г., которая фиксировала право наций на самоопределение, недопустимость угнетения национальных меньшинств, право на свободное пользование родным языком. Решение проблем народов Севера (они именовались туземцами, туземным населением, народностями (племенами) северных окраин, малыми народностями Севера) было частью национальной политики в деятельности государства. Особая интенсивность политики в отношении народов Севера наблюдалась в первые годы советской власти.

В 1917 году В.И.Лениным была подписана «Декларация прав народов России» – первый документ, провозглашавший равноправие всех народностей. В это время обсуждается вопрос активного освоения Сибири и ее северных окраин. Но лишь в 20-е годы эти планы стали воплощаться в жизнь. Государство ставило перед собой непростые задачи по созданию на северных территориях национально-территориальных образований, установлению на территориях советской власти, открытию школ, больниц, культурно-просветительских учреждений с обязательным привлечением лиц коренных национальностей, знающих язык, традиции и быт местного населения. Удаленность Енисейского Севера от центра России, низкий уровень социально-экономического развития еще более усложняли поставленные задачи.

В 1917 – 1930 гг. государственно-правовое устройство этих народов во многом опиралось на отношения, связанные с этническим самоуправлением на уровне рода (родовой совет) и района (межродовое объединение или туземный совет). На территории каждого туземного района функционировал районный туземный съезд, который являлся высшим органом советской власти. Этническое самоуправление финансировалось из местного бюджета. Оно функционировало во взаимодействии с органами власти и под их контролем.

До 1930 года современная территория Эвенкии находилась в административном подчинении Туруханского края. Постановлением президиума Центрального исполнительного комитета 10 декабря 1930 года были образованы национальные округа и районы в местах расселения малых народностей Севера, в том числе Эвенкийский национальный округ с тремя районами: Илимпийский, Байкитский, Тунгусско-Чунский. Центром округа стала Туринская культбаза. За всю многовековую историю малые народы Севера впервые получили свои национально-государственные образования.

С 1924 года образуются первые родовые советы, туземцы получают право принимать первые самостоятельные решения. Такой орган власти объединял туземцев исключительно по родовому признаку, сохраняя наиболее привычный и понятный уклад их жизни. Среди архивных документов того периода множество протоколов заседаний родовых советов, где решались самые насущные проблемы: совместного промысла, налогов, границ промысловых участков, обеспечения продовольствием. Как временная мера, родовым советам передана функция судебная, теперь туземцы могли принимать решения в отношении проступков сородичей, а те в свою очередь отвечали по всей строгости закона.

Между тем жизнь не стояла на месте. Маленький северный народ постепенно переходил на оседлость, были созданы туземные районы, которые объединяли несколько родовых советов. Таким образом, в основу был положен уже территориальный признак объединения туземного населения. К примеру, Илимпийский туземный волостной исполнительный комитет объединил шесть родов и один родовой стан.

Небывалым событием для обитателей Илимпийской тундры стало открытие Туринской культбазы – центра кооперативной, хозяйственной, просветительской, врачебной, ветеринарной и научно-исследовательской работы Советов среди населения. Здесь в кратчайшие сроки организованы туземная школа-интернат, больница на 10 коек, краеведческий уголок, Дом туземца, где под одной крышей расположились библиотека и вечерняя школа. Сотрудниками культбазы была проделана большая разъяснительная работа среди туземцев, многокилометровые поездки по тундре были не напрасны: впервые тунгусы обратились за медицинской помощью к доктору, а не к шаману, первые ученики переступили порог школы-интерната.

Нужно признать, что в работе Советов были перегибы и ошибки. Многочисленные директивы и инструкции, направленные на борьбу с кулачеством и шаманизмом, повлекли за собой принятие необдуманных и скоропалительных решений о признании представителей местного населения кулаками и, как следствие, лишение их и членов их семей избирательных прав. Лишение избирательных прав кулаков и шаманов ограничивало их в праве на работу, в предоставлении льготного налогообложения, в праве избирать и быть избранными в советы и т.д. Нередко такие решения принимались без участия туземцев. Главным аргументом лишения избирательных прав являлось наличие оленьего стада, количество добытой пушнины и использование наемных работников (батраков). Если количество поголовья можно было рассчитать на основании сведений ветеринарной части, то доходность хозяйства рассчитывалась довольно приблизительно. К примеру, доход от добытой пушнины, подсчитанный для уплаты сбора, мог быть значительно завышен только потому, что «кулак» имел лисье пальто. Привлечение в охотничьем промысле батраков, а чаще всего одного батрака, было в большинстве случаев сезонным и обусловлено большим промысловым участком, который необходимо было обработать, вовремя проверить пасти и т.д. К тому же «кулаки» оказывали всестороннюю помощь обнищавшим сородичам, спасали от голодной смерти во время жестоких эпидемий кори, которые нередко вспыхивали среди туземцев. Для кулаков устанавливались твердые задания по пушнозаготовкам, которые превышали норму бедняцких хозяйств (кулаков называли твердозаданцами). Выполнение твердого задания держалось на особом контроле. Неисполнение такого задания грозило кулаку лишением свободы, поэтому задания выполнялись, даже в разы перевыполнялись, о чем свидетельствуют архивные документы 30-х годов.

Обиженным «кулакам»-тунгусам, дабы восстановиться в избирательных правах, приходилось настойчиво доказывать свою правоту. Для каждого из них их права были особой ценностью, каждый хотел принимать решения со своими сородичами. В архивных документах того периода мы находим множество протоколов заседаний Советов, где обсуждаются заявления кулаков о снижении ставок сбора, тунгусы отстаивают тех, кого признали кулаками, говорят об их больших семьях, их помощи своим сородичам, трудностях промысловой охоты, ведь не каждый год она удавалась.

Уходят в прошлое камлания шаманов, замолчали бубны, их сдают под расписку в Советы и на культбазу, неумелой рукой подписывая обязательства не шаманить. Шаманы также лишались избирательных прав, на контроле стоял каждый случай обращения к нему за помощью: где камлал, кому и что получил взамен. Это была скрытая борьба нового и старого, суровая и продолжительная.

В начале 30-х годов родовые советы становятся кочевыми, а в 1931 году проходят первые выборы в Советы. Впервые в них принимают участие женщины, 14 из них были избраны в их состав. Образован Эвенкийский окружной комитет партии, его первое заседание состоялось в 1931 году.

К своему пятилетию округ добился немалых успехов. Он состоял из трех районов, в которых было 18 кочевых Советов. Население в округе составляло 6 485 человек, из них эвенков – 3 638 и якутов – 712. К 1936 году поголовье оленей достигло 51,2 тысячи, добыто пушнины на 2 387,6 тысячи рублей. Эвенкию охватила волна сплошной коллективизации, образовано 25 простейших производственных объединений, в которые объединились 589 хозяйств. Большие успехи достигнуты в культурном строительстве: в 1936 году на территории округа работали 19 школ, имелось 5 больниц, 7 фельдшерских пунктов. Бюджет округа увеличился за пятилетие со 134,8 тысячи до 2 552,1 тысячи рублей. Тунгусы все активнее вовлекались в строительство новой жизни…

Таковы были первые шаги, первые успехи национальных образований, в том числе Эвенкии, в строительстве цивилизованного общества. Округ шагал дорогами перемен, и пусть этот путь был тернистым, но это еще одна яркая страница в истории нашей Эвенкии.

 

Материал подготовлен на основе архивных документов МКУ "Эвенкийский архив".

список статей



календарь памятных дат