КРИВОШЕЕВА Л.Д СЫМСКИЕ ОСТЯКИ

Двадцать лет назад, в феврале 1997 года  при администрации Енисейского района был образован отдел по решению социально-экономических вопросов  малочисленных народов Севера, что было   обусловлено компактным проживанием на территории Енисейского района малочисленных северных народностей.   На территории Енисейского района находится  одна из немногих территориально компактных групп проживания  кетов - сымская.  Буквально за несколько лет до принятия  этого решения, в начале 1990-х годов  сымчанам пришлось отстаивать свое право  на  сохранение  природных и естественных комплексов своей тайги  от  промышленной деятельности, на ведение единственной хозяйственной  деятельности - охоты, рыболовства, сбора дикорастущих;  право на гарантию жизни   уже совсем немногочисленного населения  северной народности, находящейся у опасной черты полного исчезновения.

Кето (или кеты (кет),  как  они сами себя называли)  до 20 века были известны как «остяки», «енисейские остяки», упоминается также название «имбаки».  Это уникальная народность,   родина которой - туруханская земля. В Туруханский район до 1941 года входило и село Сым, которое долгое время именовался факторией.

Известно, что предки кетов начали свой путь в Сибирь примерно 4 тысячи лет назад из Малой Азии и Закавказья  через  Южный Урал и Южную Сибирь.  По долине Енисея и его левобережью позднее они продвигались на север, забираясь все дальше и дальше. В 1607 году  произошло знакомство  кето с русскими. По русским документам «объясачение»  (ясак - налог соболиными шкурками) «туземцев» прошло без особых столкновений. По кетским преданиям (письменности у кетов не было) « по первой лодке казаков выпустили они кучу стрел, но над водой взвился белый дымок, грохнул никогда не слышанный выстрел и от удара ядра обвалился яр на берегу».  Позже, говорит предание,  когда сошлись русские и кеты на переговоры, протянули казаки дикарям странную еду - хлеб. Долго не решались кеты его попробовать, а когда все-таки поели - пропало у них прежнее мужество и стали они «ясачными холопами» русского царя». 

Кеты - прирожденные промысловики, рыбаки, способные поймать рыбу  почти без снасти,  охотники, которые могут найти зверя там, где его никто не увидит.  Охота была пешая.  Сначала, с середины октября  - «малая ходьба»,  на 2-3 недели недалеко от  жилья. Январь пересиживали морозы в землянках. С февраля - «большая ходьба», когда «опромыслив»  одну долину или хребет, переходили на другой и так далее. Основным средством передвижения зимой были ручные или оленьи нарты и лыжи.  Летом вся жизнь кетов проходила у воды и на воде. В поисках рыболовных угодий по реке они кочевали на больших илимках, крытую часть которых использовали под жилье. После замерзания рек рыбачили сетями или удочками в прорубях.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рогов, кузнечество. Кетские луки и орудия труда славились на  Енисейском Севере.    Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду и предметы утвари.  Традиционное жилище кетов -  полуземлянка  и конический чум, покрытый  берестой.  Срубные дома стали появляться после перехода на оседлый образ жизни.

В начале 20-х годов прошлого века  началась советизация сымских «туземцев». Называли их еще и тунгусами, не вдаваясь в национальные различия - эвенки или кеты,  проживали на Сыме те и другие. В 1924 году в фактории Сым был образован национальный родовой Совет ( в исторической справке - кочевой). Население было обложено непомерными налогами, которые собирались буквально со всего, что имелось в хозяйстве.   На Долгом  яре построили магазин,  на Низеньком яре дом.  В 30-е   годы прошлого века поселение приобрело вид небольшого поселка. Руководствуясь благими намерениями,  новая власть начала кампанию по переселению  людей из чумов в дома. Долго не могли свыкнуться кеты и эвенки с новым бытом, разбирая, к примеру, печки и разводя в доме привычный для них костер. Была открыта на фактории туземная школа первой ступени, которая ютилась по разным домам. Детей охотников свозили в интернат при школе, чаще принудительно, отрывая от родителей, из привычной среды обитания.      В протоколе заседания сельсовета за 1947 год при рассмотрении вопроса о состоянии всеобуча решено было оштрафовать родителей за  отказ отправить детей учиться  с заимок.  Один из родителей « за систематический отрыв и отказ послать ребенка в школу» был привлечен к 30 дням принудительных работ на территории  Сымско-Касского сельсовета.  «Дети националов», как их называло русское население,  находились на государственном обеспечении. Например, в 1952 году  таких  в интернате было 4 человека. С целью охвата обучением большего числа детей на Кольчуме, где располагался лесоучасток,  была построена школа для 15 учащихся, но не был прислан учитель. Для «окультуривания»   населения в селе был открыт красный чум, призванный «проводить массовую работу среди коренного населения»  с выездами  в стойбища,  охотничьи бригады и  бригады рыбаков. В 1950-е годы в селе имелись  заготовительный (засольный) пункт, почта со сберкассой,  медпункт, клуб, изба-читальня и красный чум! В 60-е годы в документах значится даже детский сад. Работал лесопункт.

В конце 1950-х годов  среди населенных мест Сымского сельсовета появляется    поселок «городок разведка», кстати,  с самой большой численностью населения. Началось вторжение в  сымскую тайгу «добытчиков природных богатств». В отчете комиссии по охране общественного порядка и борьбе с пьянством и алкоголизмом  Сымского Совета за 1975 год отмечалось, что часты прогулы охотников промыслового участка из-за пьянки,  «некоторые охотники работают в экспедиции...». То есть часть населения уходило на более легкий заработок и более быстрые деньги. С пьянством боролись разными способами. Вот  меры воздействия, которые были определены решением комиссии: проводить производственные собрания, заключать социалистические  обязательства, проводить доклады, беседы, лекции, выпускать стенгазеты... Все это, конечно, не действовало. Для лиц, злоупотребляющих, устанавливали норму, не продавали спиртное в рабочие дни до 10 утра, в воскресные и праздничные дни.  На очередной сессии сельсовета  отмечалось :« … В настоящее время нет спиртно-водочных изделий, они на моторках ездят за вином в Майское. Особенно лица коренного населения...».  Много смертей происходило именного по причине  неуемного пьянства, что являлось давней трагедией северных коренных народов. 

Пришедшая на Север цивилизация разрушила давний уклад, приучила к другим благам, а  после разрушительных 90-х лишает и этого. Как отмечают этнографы, значительная часть трудоспособных кетов не имеет работы и потому не видит смысла в жизни, спивается. Дошло до того, что  многие дети стыдятся доставшегося им от родителей происхождения вместо того, чтобы гордиться принадлежностью к  уникальной в мировом сообществе народности. Лишь около трети еще знают родной язык и пользуется им в общении  друг с другом. Остальные или совсем не знают, или  понимают его, но не говорят.

Сымский сельсовет отнесен  к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Единственный в нашем районе. Какие-то меры для сохранения кетско-эвенкийского этноса предпринимались. Особенно в тяжелые 90-е годы.  На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 11.03.1991 г.  «О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы» Администрацией Красноярского края было вынесено распоряжение о выделении  Сымскому сельсовету  3 миллионов рублей.  Поддерживали и сами себя, как могли.  Распоряжение главы Сымского сельсовета № 3 от 30.01.1992 года:  «В соответствии  с постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 года «О мерах по социально-экономическому развитию малочисленных народностей Севера», учитывая прекращение  фондовых поставок по завозу  промышленных и продовольственных товаров на ф. Сым, а также резкого повышения цен на основные продукты питания, для поддержания жизненного уровня граждан, проживающих на территории Сымского сельсовета  Сымскому производственному участку производить продажу мяса диких копытных  по... 25 кг на человека по приемочным ценам с доплатой на транспортные расходы с включением реализованной продукции в плановый объем заготовок....освободить жителей сельсовета от уплаты налогов за куплю мяса...».

Интересы  сообществ малочисленных северных народов представляют различные общественные организации. В фактории Сым в июле 1992 года была зарегистрирована  кетско-эвенкийская Родовая Община «Арун»-Возрождение в форме товарищества с ограниченной ответственностью с целью развития традиционных народных методов и идей сохранения природных и естественных комплексов. В пункте первом  Устава Общины было написано, что « в экстремальных  условиях Севера родовое и общинное самоуправление народов Севера было основной формой  хозяйствования и коллективного выживания». В марте 2001 года Родовая Община была реорганизована в Сымскую общину «Арун».

В середине 1990-х гг. была создана  Ассоциация малочисленных народов Севера Енисейского района" (АМНЕР).  Действовал некоторое время  в Сыме Национальный фонд «Факторя Сым», учрежденный  Комитетом по управлению муниципальным имуществом по  Енисейскому району.

По данным 2007 года население Сымского сельсовета  составляло 138 человек.  Большинство - русские, из которых 80 староверов; коренных народностей 50, из них  23 кеты и 17 эвенки.  В 2017 году на территории сельсовета проживает 180 человек, 27 из них представляют коренных народностей Севера.  Изменения, произошедшие за 10 лет, очевидны: число коренного населения неуклонно уменьшается. Но не может не радовать тот факт, что общее количество проживающих в селе выросло. Вероятно, за счет старообрядцев, которых, согласно документам,  в 2010 году было уже  128 человек.

 

Источники: Ф. Р-152.Оп.1.Д.1,3,8,57. Оп.2.Д.2. Ф.Р-162.Оп.5.Д.8,82,136,175. Р-190.Оп.1.Д.39,44.

список статей



календарь памятных дат