К.Ю. Липатова. К 85-летию со дня рождения красноярского художника А.Г. Поздеева

«Я должен развиваться,
я просто обязан развиваться,
иначе – умру».
А.Г. Поздеев.

Андрей Геннадиевич Поздеев родился 27 сентября 1926 г. в деревне Нижний Ингаш Канского района Красноярского края. Мечта стать художником зародилась ещё в школьные годы, но путь в большое искусство был нелёгок. Специального художественного образования Поздеев не получил. В феврале 1943 года он был призван в ряды Советской армии. Служил на Дальнем Востоке радиотелефонистом. В июле 1946 г. после мобилизации возвращается в Красноярский край и поселяется с родителями в посёлке Тура. Но уже через год Андрей Геннадиевич переезжает в г. Минусинск, где с июля 1947 г. по август 1948 г. работает художником-оформителем в музее им. Мартьянова. Здесь он впервые принимает участие в выставке самодеятельных художников города. На этой выставке им были показаны серия пейзажей Сибири и портреты. С сентября 1948 г. по сентябрь 1950 г. он работает в Минусинском ремесленном училище №5.

В 1950 году Андрей Поздеев переезжает в г. Красноярск и с октября начинает работать в живописном цехе художественного фонда товарищества «Художник». В это время в Красноярске уже сложился небольшой, но сплочённый и творчески активный коллектив художников. Творческая обстановка товарищества, поддержка и помощь ведущих художников коллектива – А.П. Лекаренко, Б.Я. Ряузова, Т.В. Ряннеля, Р.К. Руйги, В.И. Мешкова – во многом способствовала росту молодого художника. Тогда Поздееву ещё не хватало знаний и профессиональных навыков, но большая любовь к искусству, трудолюбие и непреодолимое желание овладеть мастерством помогали преодолевать трудности. В товариществе «Художник» он проработал до 1959 г.

Уже во время работы в товариществе Поздеев окончил десять классов вечерней школы, затем учился в Красноярской художественной школе им. В.И. Сурикова.

Шире становится круг тем и образов, волнующих художника. Наряду с жанровыми композициями, лирическими пейзажами и портретами появляется городской пейзаж, который постепенно становится ведущим.

Именно с темой городского пейзажа связаны большие творческие удачи художника. После успешного выступления на 13-ой краевой художественной выставке 1957 года его работы экспонируются на выставке молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, а в 1958 году на Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 40-летию ВЛКСМ.

В 1961 году Андрей Геннадиевич Поздеев был принят в Союз художников. В 1972 году ему секретариатом правления Союза художников СССР присуждён диплом за произведения акварельной живописи.

Андрей Поздеев – художник города. И не только города вообще, но именно города большого, шумного, многоликого, современного. Жизнь большого индустриального центра захватывает Поздеева. Картины, посвящённые Красноярску, постепенно перерастают в целую серию. О красноярских улицах и проспектах, кварталах новых жилых домов и корпусах заводов, енисейских причалах и набережных, о летнем зное и осеннем ненастье рассказывает художник.

Великие стройки, развернувшиеся на просторах Красноярского края, являются одной из основных тем творчества художника. Им созданы картины Назаровской ГРЭС, о строительстве на Енисее, о городе Дивногорске. Город молодости и романтики – таким встаёт Дивногорск в произведениях Поздеева.

За время своей творческой деятельности Андрей Геннадиевич Поздеев постоянно выставляет свои работы на художественных выставках различных уровней. Характер представляемых картин очень разнообразен. Это и городские пейзажи, и натюрморты, и портреты.

Несмотря на то, что его картины заслужили высокую оценку не только в России, но и за рубежом, его творчество вызывало противоречивые впечатления у современников.

Например, так писал о Поздееве Вадим Серебренников: «В разное время Поздеева считали то урбанистом, то художником природы, то признавали достоинство его натюрмортов. Однако за всем этим стояла не смена привязанностей. Это был естественный пусть освоения художником окружающего мира. Менялся не только объект внимания, но широта и сила художественного выражения.

Замыслы наполняют художника: праздник в городе, сибирские реки, рабочие и заводы как единое большое существо, природа, свершающая свой круг – чудесный организм, из которого вышел человек со своими представлениями о красоте, как великом стержне жизни».

Юрий Кротов характеризовал творчество художника Андрея Поздеева так: «Работы Поздеева заставляют прежде всего думать. При этом от зрителя требуется  лишь малая толика: освободиться от плена предвзятых толкований «измов», памятуя о том, что в изобразительном искусстве деформированность форм – это выразительная сторона образа, сопряжённая с соразмерностью и ясностью самой плоскостной организации картины. В этом – проявление художественной индивидуальности».

Сам же художник так говорил о своих картинах: «Каждая картина, как новорожденный ребёнок: должна не просто родиться – должна закричать. Если холст молчит – значит, он мёртв».

В культурно-историческом центре выставка работ А.Г. Поздеева является постоянно действующей. Творчество этого художника узнаваемо, и некоторые из его картин стали в каком-то смысле визитной карточкой города. Помогает сохранить память об Андрее Геннадиевиче, умершем 12 июля 1998 года после тяжёлой болезни, известный всем красноярцам и гостям города памятник в самом центре г. Красноярска.

К.Ю. Липатова,
ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»


А.Г. Поздеев

Основание: Ф.П-1398. Оп.2. Д.42. ЛЛ.83-85, 106об, 107, 125, 125об, 136, 138-141, 144, 146, 148, 151-154, 158, 159, 162, 164-166, 170.

На хранении в КГКУ «ГАКК» находятся фотографии некоторых работ А.Г. Поздеева, которые были переданы на хранение в архив Красноярской краевой организацией Союза художников РФ. Но, к сожалению, они чёрно-белые, и не смогут передать всей красочности оригиналов.

список статей