25 мая (ст.ст.) 1861 г. – образована Енисейская епархия

Вопрос об учреждении епархии на берегах Енисея имеет двухвековую историю. Впервые он был поставлен на Московском соборе 1681 г. В это время огромные пространства Сибири входили в состав единственной православной епархии с центром в г. Тобольске. Удаленность приходов от епархиального центра порождала множество различных проблем и мешала противодействовать развивавшемуся в Сибири расколу. Поэтому по проекту царя Федора Алексеевича отцы собора постановили учредить новую архиепископию в г. Енисейске. По материальным соображениям это решение Собора не было проведено в жизнь, и территория Приенисейского края по-прежнему входила в Сибирскую (Тобольскую) епархию.

В дальнейшем при создании новых епархий в Сибири власти уже не возвращались к этой идее. С открытием новых сибирских епархий Приенисейский регион был сначала поделен между Тобольской и Иркутской (открыта в 1727 г.) епархиями, затем весь отошел к Иркутской, а с 1834 года вошел в состав Томской епархии, образованной в 1832 г. Примечательно, что епископ последней именовался Томский и Енисейский. И именно Томская епархиальная власть в лице епископа Афанасия в 40-е годы XIX в. снова поставила вопрос о выделении приходов Енисейской губернии в самостоятельную епархию.

Дело в том, что Томская епархия включала в себя две губернии - Томскую и Енисейскую, и одну область – Семипалатинскую. Это была огромная территория, где расстояние между крайними церквями в длину составляло 5000 верст и в ширину 1600 верст. Разрозненность церквей и приходов на таких больших пространствах мешала епархиальному архиерею осуществлять эффективный надзор за деятельностью духовенства и поведением паствы. Кроме того, в епархии проживало 20 тысяч раскольников и 150 тысяч язычников из местных народов, а противодействие первым и распространение православия среди вторых были главнейшими задачами епархиальных властей.

Идея разделить Томскую епархию нашла поддержку и у генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, который считал нужным учредить в Енисейской губернии особую епархию, а архиерейскую кафедру основать в Красноярске, так как этот город губернский, к тому же он многолюднее других городов губернии и удобно расположен. По мнению Н.Н. Муравьева-Амурского в пользу Красноярска говорил и тот факт, что в нем располагалось гражданское управление и строился собор, который мог быть кафедральным. К тому же назначение кафедры в Красноярске могло содействовать упрощению и облегчению взаимоотношений между духовным и гражданским начальством.

В 1861 г. Святейший Синод подготовил доклад о целесообразности разделения Томской епархии и выделении из неё территории Енисейской губернии. 25 мая (ст. ст.) 1861 г. доклад Синода об учреждении Енисейской епархии был высочайше утвержден.

Центральной фигурой управления епархией православной церкви был епархиальный архиерей – архиепископ или епископ. Он был главным администратором, судьей, священнослужителем, издавал инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц, мог направлять в Святейший Синод свои представления о необходимости изменения законодательства и правил, касающихся церкви. Поэтому организация органов управления новой епархии началась после назначения 18 сентября 1861 г. епископа Енисейского и Красноярского. Им стал преосвященный Никодим (Никита Иванович Казанцев).

Одним из органов епархиального управления, который предстояло организовать новому епископу, было коллегиальное учреждение по управлению епархией - духовная консистория. Духовные консистории в разных епархиях состояли, как правило, из 5-7 (а иногда и более) членов, избиравшихся из числа архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев, священников и утверждавшихся по представлению архиерея Синодом. В таком же порядке члены консистории увольнялись. Для производства дел при консистории состояла особая канцелярия. Ее возглавлял светский чиновник-секретарь, назначаемый и увольняемый Синодом по предложению обер-прокурора. Секретарь консистории подчинялся как епархиальному архиерею, так и обер-прокурору Синода, все предписания которого он обязан был неукоснительно исполнять. Вместе с архиереем консистории получали указы от Синода, составляли предварительные решения по всем церковным делам епархии и представляли свои протоколы на утверждение архиерея (при этом он не обязан был сам присутствовать в консистории). В случае несогласия архиерея с мнением консистории в исполнение приводилась резолюция архиерея.

8 января 1862 г. Енисейская духовная консистория была открыта. В тот же день епископ Никодим утвердил построенный в 1861 г. Красноярский Богородице-Рождественский собор как кафедральный собор.

Образование Енисейской епархии - заметное событие в истории Енисейской губернии. Создание на её территории нового центра власти – власти духовной, укрепило не только православие в этом регионе, но и авторитет власти светской и существенно повысило статус губернии как важнейшего административного и социально-культурного региона Сибири.

В.В. Чернышов,
ведущий архивист
КГБУ «ГАКК»


 

Клятвенное обещание члена Енисейской духовной консистории

Штат Енисейского епархиального управления

О представлении кандидатов на должность эконома и казначея архирейского дома

Об утверждении Богородице-Рождественском собора кафедральным собором

 

список статей



календарь памятных дат

Август, 2018
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31