О церквях Манского района

В муниципальном учреждении «Муниципальный архив» Манского района немного документов, рассказывающих о деятельности Русской православной церкви и церковнослужителей. Одним из самых ранних является заявление церковного совета Шалинской церкви в Манский исполком от 14.01.1926 г. с просьбой разрешить проведение 19 января крестного хода. Из переписки видно, что разрешение на проведение этого церковного обряда было получено. В том же году Тертежский церковный совет обращался в Манский районный исполнительный комитет за разрешением провести собрание верующих для решения следующих вопросов: « 1. О приобретении колокола для сей церкви. 2. О здании старого храма. 3. Текущие дела». Манский исполком предписал Тертежскому сельсовету: «Собрание верующих Тертежской церкви разрешить, на каковом обязательно присутствие члена Вашего сельсовета» (Там же. Ф.Р.1 Оп.1 Д.329).

В документах исполкома Манского районного Совета за 1973-1977 гг. имеется брошюра «Методика и практика внедрения в быт новых безрелигиозных праздников и ритуалов», которая начинается со следующих слов: «Необходимым условием перехода от социализма к коммунизму является всемерное повышение сознательности советских людей. Наша партия, следуя указаниям В.И.Ленина, всегда активно выступала против религиозной идеологии… Для успешной борьбы с пережитками прошлого большое значение имеет распространение новых советских традиций, праздников и обрядов» (МУ «Муниципальный архив Манского района». Ф.Р.1. Оп.1. Д.341. Л.1)

18 марта 1966 г. был издан специальный Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах». Нарушением законодательства считалось: уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации объединения в органах власти; нарушение установленных законодательством правил организации и проведения религиозных собраний, шествий и других церемоний культа; организация и проведение служителями культа и членами религиозных объединений специальных детских и юношеских собраний, а также трудовых, литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа. Для лиц, виновных в совершении подобных правонарушений, были предусмотрены различные виды ответственности, в том числе штраф до 50 рублей, налагавшийся административными комиссиями при районных и городских исполкомах. В соответствии с этим Указом административная комиссия Унгутского сельского Совета в ноябре 1972 года рассмотрела вопрос о проведении тайного собрания верующих в доме одного из местных жителей и обязала его выплатить штраф.

Однако исполком Манского районного Совета отменил решение административной комиссии. В решении райисполкома говорится: «На основании того, что на квартире Б. проводилось не тайное молитвенное собрание баптистов, а открытое семейное торжество по случаю возвращения из рядов Советской Армии сына А. и дня рождения матери солдата, исполком райсовета решил: отменить решение административной комиссии Унгутского сельского Совета от 25 ноября 1972 г. о наложении штрафа на гражданина Б» (Там же. Ф.Р.1. Оп.1. Д.341. Л.73).

15 декабря 1973 г. уполномоченному Совета по делам религий по Красноярскому краю была направлена «Информация о работе по контролю за выполнением законодательства о религиозных культах по Манскому району», в которой указано: «… При посещении молитвенных собраний выяснилось, что дети в них не принимают участия. Но дети, подвергшиеся религиозным предрассудкам, есть… Проповедей против советских законов или направленных на срыв мероприятий, проводимых партийно-советскими органами, не имелось… По местному радио регулярно читаются беседы из цикла «Для верующих и неверующих». В исполкомах сельских Советов за каждой семьей верующих закреплены агитаторы-атеисты по принципу родства и знакомства…» (Там же. Ф.Р.1. Оп.1. Д.341. Л.94)

В документах исполкома Манского районного Совета народных депутатов за 1972 г. имеются сведения о сохранности и использовании бывших религиозных зданий:

  • Кускун, Петропавловская церковь: здание деревянное, построено в 1861 г. Богослужения не проводятся в здании с 1930 г. Церковный вид не сохранён.
  • Нарва, Троицкая церковь: здание деревянное, построено в 1910 г. Богослужения не проводятся в здании с 1935 г., когда оно было переоборудовано под клуб. В 1965 г. снесена, на её месте построен новый клуб.
  • Степной Баджей, молитвенный дом: здание деревянное. Богослужения не проводятся в здании с 1919 г. В 1919 г. во время наступления Колчака оно сгорело.
  • Сугристое, Богородице-Рождественская церковь: здание деревянное, построено в 1913 г. Богослужения не проводятся в здании с 1947 г. Церковный вид не сохранён, используется под зерносклад.
  • Тертеж, Знаменская церковь: здание деревянное, построено в 1904 г. Богослужения не проводятся в здании с 1930 г. Церковный вид не сохранён, приспособлено под речевую школу.
  • Шалинское, Параскевиевская церковь: здание деревянное, построено в 1899 г. Богослужения не проводятся в здании с 1937 г. Церковный вид не сохранён. Сделана пристройка – используется под кинотеатр (Там же. Ф.Р.1. Оп.1. Д.106. Л.89).

Сегодня по всему краю возрождаются часовни и храмы. Хорошо это или плохо? Вера даёт силы и помогает жить или же это «опиум для народа»? Вопросы вечные. И никто не даст на них однозначного ответа. Но бесспорно одно – у человека должно быть право выбора.

Г.Ш. Руднева,
архивист Манского архива

список статей



календарь памятных дат