Первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим

Никодим (в миру – Никита Иванович Казанцев) родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеватовском Рузского уезда Московской губернии в семье дьякона местной церкви Ивана Ивановича Казанцева. Окончил Звенигородское духовное училище при Саввинском монастыре, затем духовную семинарию, после окончания которой поступил в Московскую академию при Троице-Сергиевской лавре. В 1829 году был пострижен в монахи и наречен Никодимом. После окончания академии в 1830 году был назначен инспектором и вторым профессором богословия в Тульскую духовную семинарию. В феврале 1835 года Никодима назначают ректором Вятской духовной семинарии, и в апреле того же года он был посвящен в сан архимандрита. После возведения в сан он был назначен еще и настоятелем Вятского Успенского Трифоновского монастыря. В Вятке он подготовил статью на богословскую тему и отправил ее на конкурс, проводимый Синодом. Статья была признана лучшей, и в 1838 году Никодима вызвали в Санкт-Петербург в распоряжение обер-прокурора Синода. Здесь ему предложили подготовить новый устав духовных семинарий и училищ. Но представленный в Синод проект устава не одобрили.

В июне 1841 года Никодима назначают ректором Херсонской духовной семинарии, расположенной в городе Одессе, и настоятелем Одесского Успенского монастыря. В последующие годы он работал ректором Курской и Ярославской духовных семинарий. В конце 1853 года Никодим был назначен епископом-викарием в Казань, а в феврале 1854 года рукоположен в сан епископа. Семь лет он пробыл епископом Чебоксарским викарием Казанским. В конце 1861 года Никодим назначается на должность епископа вновь созданной Енисейской епархии. 5 января 1862 года он прибыл в Красноярск, где вступил в должность епископа Енисейского и Красноярского. Во время пребывания на этом посту Никодим ежегодно объезжал свою епархию, регулярно совершал богослужения в церковные и праздничные дни. Он одним из первых начал заниматься сибирской агиографией – жизнеописанием святых. Во время одной из поездок по епархии им была обнаружена рукопись, которая содержала две редакции Жития святого мученика Василия Мангазейского. Никодим написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал в Иркутских епархиальных ведомостях. Никодим знал много древних языков, был библиофилом.

После его отъезда из Красноярска осталась обширная библиотека, в которой находилось много рукописей и книг на латинском языке. Эту библиотеку – 80 томов – он завещал Красноярскому кафедральному собору. В январе 1870 года Никодим подает прошение в Синод с просьбой освободить его от должности в связи со слабым здоровьем. В мае того же года просьбу удовлетворили и предложили на выбор для жительства патриархские кельи в Перервинском Николаевском монастыре или архиерейские кельи в Серпуховском Высоцком монастыре. Он выбрал первые. В мае 1870 года Никодим совершил последнее богослужение в Красноярском кафедральном Богородице-Рождественском соборе и отбыл в Перервинский монастырь, где прожил до своей смерти в 1874 году.

В памятной книге одной из церквей Енисейской епархии есть запись: «…11 числа минувшего июня 1874 г. в два часа пополудни …скончался первосвятитель енисейско-красноярской паствы преосвященнейший Никодим. …Был он пастырь самый человеколюбивый и хорошо знавший немощь природы человеческой. Был весьма кроток и удобопреклонен к помилованию грешников. В конце управления епархией простил состоявших под штрафами и возвел в первобытное состояние низведенных за проступки на низшие должности…». На хранении в КГКУ «Государственный архив Красноярского края» находятся документы Никодима: материалы к его биографии, рукописи статей на религиозные темы, по истории Сибири, дневники и т.д. Изучая документальное наследие Никодима, можно понять, сколь велика была его роль в становлении Енисейской епархии, которой в текущем году исполняется 150 лет.

список статей



календарь памятных дат