Документы КГКУ «ГАКК» о миссионерской деятельности православной церкви в Енисейской губернии (конец XIX –начало XX вв.)

В фондах КГКУ «Государственный архив Красноярского края» содержится бесценный и богатейший материал по истории миссионерской деятельности в Енисейской губернии, представленный документами различных организаций: Енисейской духовной консистории, духовных правлений, фондов отдельных церквей и монастырей, учебных заведений, частично - фондами органов власти и управления, статистических учреждений, правоохранительных органов, а также документами личных фондов («Никодим – первый епископ Енисейский и Красноярский», «Юдинская коллекция»).

Распространение православия всегда являлось одним из основных направлений деятельности Русской православной церкви. Во второй половине XIX века была предпринята попытка объединить и активизировать усилия миссионеров на территории всей Российской империи. С этой целью в 1895 году было создано Православное миссионерское общество с комитетами в епархиях. Общество финансировалось в основном за счет пожертвований населения. При церквях велся, в частности, сбор «на распространение православия между язычниками империи». Не стала исключением Енисейская епархия, в которой 14 февраля 1871 года был основан Енисейский епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством епископа Енисейского и Красноярского Никодима. Быть членом комитета было почетно, поэтому в него охотно вступали представители органов власти и управления, священнослужители, почетные горожане, купцы. На добровольные пожертвования членов общества содержались миссионерские приходы губернии, строились церковно-приходские школы и училища для инородцев, содержались миссионерские храмы, печатались учебники и богослужебная литература.

Активнее всего деятельность общества осуществлялась в Туруханском крае, Минусинском и Ачинском уездах.

В Туруханском крае еще ранее, в 1852 году, была создана Особая миссия, состоящая из двух священников и двух псаломщиков, которая должна была распространять православную веру среди коренных народов Севера. Не оправдав возложенных на нее ожиданий, в 1873 году миссия была упразднена, а Туруханский край выделен в отдельное благочиние, поделенное на пять приходов. Отныне миссионерская деятельность возлагалась на приходских священников и катехизаторов. Подобная система была распространена на территории всей губернии. По замыслу руководителей общества, основа веры во Христа должна была прививаться не только апостольской проповедью миссионера, но и личным примером благочестивой христианской жизни. Постоянно находящийся среди своей паствы священник должен был прививать инородцам не только основы православия, но и повышать их нравственный, интеллектуальный уровень. Туруханское благочиние было одним из самых северных и обширных в России. Тяжелые условия жизни, необходимость постоянных поездок с целью просвещения рассеянной на тысячах километров паствы, делало миссионерскую деятельность не просто апостольской, но подвижнической.

Как и Туруханская, Ачинская миссия была полностью противоязыческой, тогда как в Минусинском уезде миссионеры вели проповедь и против раскольников, что было делом не менее сложным, чем борьба с языческими суевериями инородцев. Инородцы юга губернии, долгое время жившие бок о бок с русским населением, перенимали не только его нравы, быт, но и религию. Поэтому слово миссионера попадало на благоприятную почву, чего нельзя сказать о раскольниках и сектантах. Переселенцы из европейской части России, они жили замкнуто и относились к местному населению с большой осторожностью, граничащей с враждебностью. По наблюдению большинства миссионеров, проповедь имела на них относительное влияние, между тем соседство с представителями официальной православной церкви и совместное обучение детей в школе чаще приводило к решению оставить раскол.

Необходимо отметить, что проповедь православия никогда не велась насильственно. Миссионеры вели огромную общественную работу, переоценить значение которой трудно: ремонт и восстановление церквей, открытие школ и училищ для инородцев и преподавание в них, медицинская помощь, благотворительность, переводческая деятельность. Необходимо было решить множество проблем, которые стояли как перед священником-миссионером, так и перед его паствой. Простота и чистота нравов коренных народов стала хорошей почвой для восприятия слова Божьего и привития начал христианской нравственности.

В истории миссионерства Енисейской губернии оставили след множество священников, апостольское служение для которых стало делом жизни – Михаил Суслов, посвятивший всю свою жизнь служению Туруханской миссии, Николай Путилов, проповедовавший среди раскольников на юге губернии, в Усинском крае, священники из числа местных жителей - Евфимий Катанов, Николай Катанов, Иоанн Штыгашев, Симеон Чесмочаков, активно занимавшиеся переводческой и преподавательской деятельностью. Путевые журналы, отчеты, литературные и переводческие труды их стали источником не только по истории религиозно-нравственного просвещения инородцев и раскольников, но и богатейшим этнографическим материалом.

К октябрю 2011 года сотрудниками государственного архива будет подготовлен перечень архивных документов «Миссионерская деятельность православной церкви в Енисейской губернии (конец XIX –начало XX вв.)», которым смогут воспользоваться исследователи в читальном зале, работающие по данной тематике.

О.А. Полханова,
ведущий архивист
КГКУ «ГАКК»

список статей



календарь памятных дат